Последние
новости

Иеромонах Лаврентий (Золотарев): Истинный православный христианин должен быть монархистом

9 мин
04 марта, 2013
Из газеты «Православный крест»

В преддверии юбилейной даты 400-летия Дома Романовых мы побеседовали на тему возможности восстановления монархии в России с нашим постоянным читателем иеромонахом Лаврентием (Золотаревым) (Ивановская митрополия РПЦ МП).

– Отец Лаврентий, какие условия, по Вашему мнению, необходимы для восстановления самодержавной монархии в России?
– Прежде всего для восстановления монархии у народа должно быть жизненное покаяние, т.е. каждый человек должен каяться в своих грехах и стараться жить в чистоте, если в браке – обязательно венчанном. Почему не венчаются люди? По двадцать, по пятнадцать, по десять лет прожили – не венчаются. Я им говорю: «Дорогие мои, почему вы не венчаетесь? Детей-то нажили? Нажили. Для того чтобы родить детей вы созрели, а для того чтобы узаконить их рождение и свои отношения перед Богом – не созрели? Я этого не понимаю». Раньше я иногда смягчался и причащал невенчанных женщин. Но теперь объявил с амвона своим прихожанам: «Дорогие мои! Невенчанных – хоть мужчин, хоть женщин – не буду причащать Святых Христовых Тайн!»
Что такое семья? Семья – это малая Церковь. Но если люди живут в блуде – разве может в такой семье быть благодать Святаго Духа? А раз благодати Святаго Духа нет, значит и Бога нет в этом доме. А как стяжать благодать? Надо стараться исполнять заповеди Божии: покреститься, повенчаться и стремиться Господу Богу угодить в своей жизни на земле.
Я убежден, что для того чтобы Господь Бог даровал нам Царя, каждый православный христианин на своем месте должен хранить благочестие. За счет Православия сейчас существует весь мир, и все зависит от нас самих, сможет ли Царица Небесная умолить Господа Бога, чтобы у нас был Царь. Но, если в населенном пункте, где проживает 400–500 человек, в храм Божий приходит 10–12 старушек, разве это нормально? Пока люди сами не обратятся к Богу, пока они не поймут, что без Бога – нет жизни, иметь во главе государства православного Царя невозможно.

– Батюшка, разделяете ли Вы мнение, что сегодня в России необходимо проведение чина Всенародного покаяния, подобного состоявшемуся в смутное время?
– Я слышал, что предпринимались попытки проведения такого чина, в каком-то месте собирались люди, ходили в ту сторону крестными ходами, но потом священноначалие это запретило. По моему мнению, зря… Вот если бы наш Патриарх послал циркуляр по всем епархиям Русской Православной Церкви с призывом ко всенародному покаянию и дал бы нам необходимые молитвы для чина общественного покаяния, я бы с большой радостью провел его в своем храме.
Здесь, где я живу сейчас, в Ивановской области, в Юрьевецком районе, поставили царский поклонный Крест. И Вы знаете, мы, молясь у этого царского Креста, чувствуем благодать Божию. Ведь святые Царственные Мученики – они же смотрят на нас. И когда мы идем крестным ходом, несем покаяние, все, каждый в своем сердце, каемся – разве это плохо? Возрождение Святой Руси и должно начинаться с этого – с покаяния. Если каждый покается Богу в своем неправильном понимании монархии, неправильном отношении к Царю и его служению, то это будет иметь огромное значение. И Господь Бог, как сейчас немножко отодвинул введение универсальных электронных карт, так может дать нам возможность еще пожить в Царской России, в благочестии и чистоте.

– Рассуждая о восстановлении монархии, многие патриоты отстаивают мнение, что будущий Царь должен быть потомком Романовых. Другие убеждены, что это необязательное условие. Какую точку зрения разделяете Вы?
– Почему династия, почему род должен быть, царский род? Почему говорят: «голубых кровей», «аристократических кровей», «царских кровей»? Потому что раньше старались соблюдать чистоту рода, поведения, жизни. Очень много было у нас на Руси Царей порядочных, добрых, Божиих Царей. Царский род предполагал благочестие. Поэтому, по Божиему устроению, царская власть была династической. А как воспитывались наши Цари? Почитайте хотя бы, как воспитывали Николая II, как Александр III воспитывал своих детей. И Вам станет понятно, что они с детства росли благородными. А что говорил маленький Царевич-мученик Алексей? «Когда я стану Царем, в России не будет бедных и несчастных». Далеко не каждый ребенок сейчас может так подумать и пожелать, чтобы все люди в его стране были счастливыми…
Я знаю, что некоторые подвижники благочестия утверждали, что в последние времена на Руси будет Царь Михаил из рода Романовых, что как началось правление этой династии с Михаила, так Михаилом и закончится. Но в принципе мое мнение такое: Господь Бог, если будет на то Его святая воля, Сам укажет нам Царя и сделает все необходимое, потому что Он все может, Он сотворил небо и землю, и море и вся, яже в них (Пс. 145, 6).

– С темой монархии неразрывно связана патриотическая тема. И существует мнение, что христианин, как гражданин Царства Небесного, должен безразлично относиться к власти и политической жизни в стране. Например, известный убиенный священник Даниил Сысоев говорил, что патриотизм не является добродетелью и даже, наоборот, якобы отвлекает от исполнения первой заповеди: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Мф. 4, 10). Что Вы думаете по этому поводу?
– Я отвечу Вам так: святитель Филарет Московский учил: «Бей врагов Отечества, люби врагов своих, ненавидь врагов Божиих». Это первое. Второе: священномученик Владимир Киевский утверждал: «Священник не монархист не достоин стоять у Святого Престола». Священник обязательно должен быть монархистом. А монархист – значит патриот своей страны, это обязательно. «За Веру, Царя и Отечество!» – требует наша вера.
А в чем состоит патриотизм? В том, что ты – православный христианин, любишь Бога и ту страну, в которой ты живешь. Ведь есть большая разница: не назовут же, например, Францию – святой Францией, или Америку – святой Америкой, Канаду тоже святой не назовут. Но есть Святая Русь. И мы имеем великую милость Божию, как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, быть православными и родиться в православной Святой Руси. Хотя я родился в Грузии, но я очень люблю и православную Грузию, и Святую Русь, потому что я православный христианин, православный священнослужитель. И патриотизм как раз в этом и заключается – что мы, православные христиане, душу можем положить, жизнь отдать за свою страну, за Родину, за Русь Святую.
Так что священник Даниил Сысоев был неправ, это ошибочное мнение. Эти слова отдают космополитизмом, и я с ними абсолютно не согласен

– А может ли православный человек быть патриотом и при этом – не монархистом?
– На мой взгляд, такое сочетание может иметь место только по незнанию. Православный христианин… Но здесь возникает вопрос. А Вы знаете, что не каждый крещеный человек является истинным православным христианином? Потому что православный христианин должен придерживаться хотя бы элементарного: быть венчанным, соблюдать четыре поста в году, соблюдать среду и пятницу, соблюдать праздники. Духовная жизнь христианина состоит прежде всего в молитве. А человек, который забывает перед едой «Отче наш» прочитать и перекрестить лоб – Вы меня простите, но если он даже крещеный, какой же он православный? Я это постоянно на проповедях объясняю своим прихожанам, что такое действительно православный человек, а что такое просто крещеный. Да, за крещеного можно записку подать, а иногда даже за него нельзя молиться, потому что он уже залез в какие-нибудь дебри, заблудшая душа…
Истинный православный христианин, конечно, должен быть монархистом. Но если человек – христианин только по названию, он может таковым и не являться. Я общался со многими такими людьми… И самое страшное сейчас, в наше время, что люди в храме стоят, как идолы, ничем не интересуются. Мне обидно, я на проповедях говорю: «Как это так? Вы ходите в храм Божий, вроде бы стремитесь угодить в своей жизни Господу Богу, стараетесь исполнять заповеди, да? Но вы не знаете земное житие Пресвятой Богородицы, земное житие Господа нашего Иисуса Христа. О чем еще можно вести речь? Как я буду вам говорить об Иоанне Лествичнике, о „Добротолюбии“?..» Какое «Добротолюбие», когда человек не знает элементарных вещей, если он даже Евангелие в глаза не видел? И он даже не стремится к тому, чтобы узнать Новый Завет!.. О чем можно говорить, о каком патриотизме? Да, какому человеку не жалко свою страну? Всем жалко. Но убежденным монархистом может ли быть такой человек, который является христианином только по имени?
Чтобы осознать идею монархии, необходимо воцерковляться, стремиться к знаниям, к пониманию этих вопросов. Я тоже в свое время ничего не знал, но, если человек стремится что-то познать, Господь Бог обязательно ему поможет. Неделю, две… Получаешь какую-то книжечку или человека встречаешь, который тебе отвечает на возникшие вопросы… Чтобы стать монархистом, сперва надо сделаться более ли менее благочестивым человеком. А это невозможно без соблюдения церковных уставов, правил и, конечно, без молитвы. Потому что стяжать благочестие в наше развращенное время можно только с Божией помощью, только Божией милостью.

Беседовала Анна САМСОНОВА
14 декабря 2024
Все новости