Последние
новости

Николай Голубев: После двух святых

14 мин
04 марта, 2013
Интервью назначили в Кинешме после праздничной обедни в небольшом восстанавливающемся храме. Я застал последние полчаса литургии и проповедь епископа. Он говорит просто и убедительно. С примерами из писания и собственной жизни.
Храм был полон – в основном пенсионерки. Кто-то пришел специально на архиерея. Опоздавшая старушка («через весь город ехала») у входа суетливо спрашивала: «Который здесь Иларион?» Ей показали. После службы он причащал и благословил каждого, кто просил.
Епископа Кинешемского и Палехского Илариона я предупреждал, что беру интервью для светского издания.

Семь лет назад Иваново-Вознесенское и Кинешемское епархиальное управление умещалось в деревянном домике на Колотилова. Сейчас Кинешемской епархии передали большое здание на набережной, в котором раньше размещался экономический техникум. Шуйская епархия активно реставрирует для себя огромную купеческую усадьбу рядом с Воскресенским собором и колокольней. Под резиденцию митрополита Иосифа приспособили Успенский монастырь в Иванове («сад живых и мертвых»). У многих эти церковно-административные «новоселия» вызывают непонимание.
Это позиция людей с несколько примитивным мышлением, мышлением коммунистического уровня. Когда епархиальное управление было на Колотилова, у владыки Амвросия было всего 44 прихода. И попробуй где-то проповедь прочитать – тебя сразу в тюрьму посадят. Было время гонений. А сейчас церковь развивается. Мы сегодня единственная организация, которая действительно трудится и которой небезразличен русский народ. Для того чтоб мы трудились больше – надо много помещений. Никто ведь не помогает нам, не приходит и не говорит: «Владыка, вот Вам деньги – трудитесь». Никто! Потом и кровью добываем.
По поводу того техникума, который нам передал губернатор. У области была целая дилемма: на отопление здания тратилось 100 тысяч рублей ежемесячно, и никакой отдел образования не желал иметь такую обузу. Мы сейчас это здание будем отделывать, разместим там большое количество служб.
В Кинешме, например, есть детский театр, ТЮЗ. И ни одному горожанину не пришла мысль как-то ему посодействовать. Художественный руководитель пришел ко мне и сказал: «Владыко, помогите». В новом здании я даю помещение для этого театра.
Никому в Кинешме не пришло в голову сделать какую-то социальную службу. Мы реализуем серьезный проект, который реально будет помогать нищим, больным людям. Где бы я их разместил, скажите мне?
В Кинешме с десяток огромных пустующих зданий, но доброхоты и добролюбы все равно будут их защищать, невзирая ни на какие аргументы. Мы сейчас думаем сделать хоспис в одном из районных центров. Где он должен находиться? В подвале или, может быть, в собачьей будке? Нет, это должно быть нормальное помещение. И в нем будут трудиться люди. Бесплатно. Помогать другим людям. Что ж в этом плохого?!.

Три года назад, чтоб освободить здание бывшего храма, был закрыт кинешемский краеведческий музей и до сих пор экспозиция не открылась…
Это проблема города.

Но у людей претензии к церкви - потому что старое здание передали ей.
Вот кто бы пришел и сказал: «Владыка, чем Вам помочь?». Нет, только одно: кто-то с чем-то не согласен. Не согласны, знаете, кто? Кто в жизни ничего не делает. Тот, кто что-то делает, всегда сможет понять человека, который занимается трудом. А почему в Кинешме нет краеведческого музея? Значит, такие люди. Такое население. Я это откровенно говорю, я так думаю.

Но все-таки здание передали церкви.
Там все нормально. Службы идут.

Но раньше там был музей.
А сейчас его что нет?

Нет.
А почему?

Потому что ему негде разместится.
Музею выделено прекрасное помещение. Если он не функционирует, значит, директор музея плохо работает.
Люди в Кинешме имеют такие храмы, такие соборы! У них сердце кровью не обливается, когда там все развалено, разрушено, в запустении? Никому в голову не приходит начать восстановление. А мы это делаем. Не для себя. Если бы я хотел заработать денег или что-то еще для себя – я мог бы получить это в миру. Но я пошел в монашество. И мне нужно много трудиться, не обращая внимания на то, что кто-то что-то говорит.

Вы когда-нибудь предполагали, что станете архиереем?
Я не ради этого пришел в монастырь. Я вообще не думал, что буду священником. Просто выполнял послушания. Было, например, благословение учиться, потом поступать в Киевскую академию. Когда пришло время деления нашей епархии, ее укрупнения, мне сказали: «Вот вам, отец Иларион, такое послушание». И я пошел.

Это было решение патриарха или ивановского епископа?
Решение укрупнить епархию принимал синод. А дальше кандидатуры представлял митрополит Иосиф.

За прошедшие восемь месяцев архиерейского служения что оказалось самым сложным?
Административная работа. Я никогда этим не занимался. В монастыре я строил, какие-то другие послушания исполнял. А здесь пришлось научиться работать с документами, столкнуться с более серьезными проблемами, чем те, которые я решал в монастыре, будучи настоятелем.

Очень многие обеспокоены ситуацией вокруг почитания святителя Василия Кинешемского.
Недавно появилась какая-то новая информация, связанная с его поведением на допросах, в тюремном заключении и так далее. Эта информация прорабатывается. Никакой деканонизации нет. Сейчас надо немного подождать, потерпеть, помолиться святителю Василию Кинешемскому, и все Господь управит.

Вы говорите, помолиться надо, а вдруг выяснится, что он не святой?
Факта деканонизации нет.

На официальных сайте фонда новомучеников и исповедников российских его имени уже нет. Не упоминается Василий Кинешемкий и в церковном календаре на 2013 год. Когда в декабре это обнаружилось – и начались волнение у верующих.
Пока идет следствие, очень серьезное и непростое.

В июле прошлого года из Введенского монастыря («красной церкви») по благословению патриарха (но без ведома местных церковноначальников) мощи святителя увез игумен Дамаскин – секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых. Где сейчас хранятся останки?
Я не могу сказать, я не знаю. Мне не докладывают, где они хранятся.

Отец Дамаскин ведь долгое время служил в Ивановской епархии. В 1985 году именно он извлекал останки епископа Василия, написал его житие. Вы общались с ним по поводу этой деканонизации?
Я не могу с ним общаться по этому вопросу: я епископ, а в церкви есть некая иерархия. Я могу обратиться, например, к епископу Панкратию, председателю синодальной комиссии. Но пока мне достаточно слов Святейшего Патриарха о том, что надо немного подождать.

Для вас первый кинешемский архиерей является примером?
Конечно. Василий Кинешемский – исповедник, который своим примером показывает, как человек шел до конца в своей вере. Меня когда спрашивают, откуда я, сразу вспоминают святителя Василия. Ну как же… Все мы читаем его чудесное толкование Евангелия от Марка.
Я его почитаю и молюсь, чтоб все Господь управил с этой сложной ситуацией. Всякое в жизни бывает. И наша жизнь очень трудная. Тем более речь в данном случае идет о времени смуты, репрессий.

Иконы Василия Кинешемского висят во многих храмах митрополии. Ковчег с его костью стоит у алтаря кафедрального преображенского собора в Иванове. Люди поклоняются. Все-таки может случиться деканонизация?
Не могу сказать. Но думаю, вряд ли. Потому что такого никогда не было в нашей церкви. А если появившаяся негативная информация окажется правдой? Неужели мы должны замолчать это? Нет. Поэтому и идет следствие. Не только ведь Василий Кинешемский пропал из церковного календаря – еще 30 имен.
Надо просто подождать, набраться терпения, а не выходить на баррикады. А то у меня тут собрались уже горячие головы… Ни в коем случае! И надо соблюдать церковноначалие. А то, как только что-то не так, сразу начинают ругать Патриарха, Синод, архиерея. Сразу какой-то негативный настрой.

Раз вы сказали про настрой… Когда в Иванове правил архиепископ Амвросий, было как-то меньше этого негатива. Не было вокруг епархии столько скандалов. Сейчас ведь доходит до того, что прихожане в церкви отказываются молиться за митрополита Иосифа. С чем это связано?
Это очень серьезный вопрос. Я не уполномочен говорить от всей митрополии. Но я вам скажу, что нормальные люди, нормальные священники, которые трудились ради Христа – никогда против владыки Иосифа не шли.
У обывателей, возможно, действительно есть некий контраст: владыка Амвросий был человеком другого склада. Владыка Иосиф – военный, строгий человек. Но это милость Божья - иметь такого митрополита. Какие бы у меня ни были личностные отношения с ним, как архиерей, как христианин, я считаю, что такой Владыка – большое приобретения для нашей области: открываются добрые православные движения, идет очень серьезная работа, все всколыхнулось. По-настоящему верующие люди никогда Владыку не будут ругать.
Большая проблема церкви – нехватка грамотных священнослужителей. И вы с этим, думаю, сталкивались.
Конечно.

Количество приходов увеличивается, а кому в них служить?
Самый главный критерий в наше время для священнослужителя – быть благочестивым. Есть грамотные, но не благочестивые люди – вот это опасно.
У нас существую такие сельские приходы, где живет 2-3 человека. И туда посылается священник, который, может быть, не всегда достаточно образован. Но он служит литургии, несет свой священнический крест. И благодаря таким священникам деревни не закрывают. Вот уедет оттуда батюшка – и деревне конец. А население этого не понимает.
У меня сейчас есть одна деревня в Лухском районе, где священник живет с матушкой и пятью детьми. Маленький домик, ездит на тракторе. И там вообще ни одного жителя нет, только дачники приезжают. И никому в голову не придет спросить, как он там живет. А вот если ему, например, подарит кто-то машину или что-то еще – то тут наш народ сразу на страже стоит. Вот такие двойные стандарты.

Но ведь действительно есть священники, которые своими поступками порочат церковь. Сейчас, например, в сексуальном насилии обвиняют человека, который был настоятелем храма в Ивановской области.
В данном случае не надо отсекать церковь от общества. Сколько в нем недостойных людей? Священники ведь приходят из этого общества, они родились в этой стране. И мне прискорбно, что сейчас с таким нездоровым вниманием обсуждаются неприятные для церкви ситуации. Но все до поры до времени. Я думаю, у нас народ добрый. И всегда прощает нас. А то, что бывают всякие жизненные ситуации, – ну, что ж, надо понимать. Посмотрите, как живут сейчас политики, чиновники. Вся жизнь наша такая. В семье не без урода, понимаете?..

БЕЗ НИМБОВ. ДВОЙНАЯ ИВАНОВСКАЯ ДЕКАНОНИЗАЦИЯ
Будущий епископ (Вениамин Сергеевич Преображенсикй) родился в Кинешме в 1877 году. Получил богословское образование, степень кандидата, но священником становиться не стремился – занимался преподавательской работой. Два года прожил в Англии, изучал европейскую культуру. Участник двух международных съездов по скаутизму, пропагандист этого движения в России.
Существует рассказ, как летом вместе с товарищами он катался на лодке, которая перевернулась. Погибая, обратился к Богу с просьбой сохранить ему жизнь, обещая полностью посвятить себя служению церкви. В этот момент он увидел толстую длинную доску и, ухватившись за нее, выплыл. Все остальные, бывшие с ним, погибли.
С 1917 года был псаломщиком в кинешемском храме, где служил его престарелый отец (после революции в этой церкви размещался краеведческий музей). В 1920 году принял священный сан, через год пострижен в монашество.
Во время служения в Кинешме жил на окраине города в маленькой бане, спал на голом полу, положив под голову полено. Его яркие проповеди привлекали в храм множество людей. Существует и опубликованы добрые и искренние свидетельства кинешемцев о его служении.
В разное время о. Василий назначался епископом Кинешемским, епископом Вязниковским и епископом Иваново-Вознесенским. Но из-за преследований со стороны властей занимал кафедры крайне непродолжительно. Несколько раз был под следствием. Провел два года в ссылке, пять – в лагере. За год до смерти был приговорен к очередной пятилетней ссылке в Красноярском крае.
В 1993 году причислен к лику местночтимых святых Ивановской епархии. Прославлен в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским собором РПЦ в лике Новомучеников и Исповедников Российских. К настоящему времени в Кинешме практически полностью закончено строительства храма в честь еп. Василия, создан благотворительный фонд его имени.
Информацию о деканонизации новомученников церковь практически не комментирует. Зато целый выпуск своей интернет-передачи «Уроки атеизма» посвятил этой теме бывший семинарист-тележурналист Александр Невзоров. По его версии, доступ к архивам КГБ и ГПУ получили противники РПЦ. Патриархия, узнав об этом и испугавшись возможного скандала, «подчистила» святцы.
Профессор Московской духовной академии, протодиакон Андрей Кураев в статье «Деканизация: Горькая правда» пишет: «Епископа Василия Кинешемского арестовали 5 ноября 1943 года. На следствии он дал показания против Тиховой, арестованной одновременно с ним. Тиховой дали пять лет ссылки, а еп. Василия отправили в ссылку под Красноярск, где он и скончался».
Опыт деканонизации в Русской церкви уже был. В XVIII веке было снято почитание с ряда местночтимых святых. Решение пересмотрели лишь в следующем столетии.
Дважды, в 1722 и 1904 годах, запрещалось почитание месточтимого в Ивановской области блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (умер 4.11.1584). Сейчас его имя вновь в святцах.
И еще! Если исключение из списка святых Василия Кинешемского вызвало резонанс, то факт пропажи из церковного календаря на 2013 год имени еще одного ивановского новомученника – епископа Бориса (Воскобойникова) -остался незамеченным. Он родился в Воронежской губернии в 1875 году. Служил в храмах Воронежа и Санкт-Петербурга. В середине 1930-х — настоятель кафедрального собора в Иванове, с марта 1936 года – епископ Кинешемский, с июля 1936 — епископ Ивановский. Весной 1937 года был арестован. Обвинялся, в частности, в том, что по его благословению из закрытой церкви в действующую были перенесены мощи блаженного Киприана, по молитвам которому происходили исцеления. Решением Особого совещания при НКВД СССР ивановский епископ сослан в Казахстан сроком на пять лет. По пути в ссылку был вновь арестован. 6 декабря 1937 года расстрелян в Чимкентской области в Казахстане, погребен в безвестной общей могиле. Канонизирован тринадцать лет назад.
Борис Воскобойников долгое время был последним епископом на Кинешемской кафедре. Следующий после него – действующий Иларион.
12 декабря 2024
Все новости