Тимур Алиев , советник президента Чечни
В начале февраля президент РФ Владимир Путин заявил, что в стране должны быть разработаны новые учебники истории для средней школы, «на конкретных примерах показывающие, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур» и без двойных толкований конкретных исторических событий. По его словам, новые учебники следует «построить в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого».
Нет даже смысла говорить о возможной поддержке или не поддержке данного предложения. Если мы думаем о будущем нашей страны, то инициатива президента – неизбежность, которая произойдет рано или поздно.
Действительно, школьный/официальный курс нашей внутренней истории давно пора реформировать. И одна из причин – то, что он грешит москвоцентричностью, отчасти правильной и справедливой. Безусловно, вся нынешняя Россия выстроилась вокруг одного города – места, в котором принималось немало судьбоносных решений. Москва – собирательница земель русских, да и нерусских тоже. Столица России была и остается центром, вокруг которого объединяются другие территории – словно кусочки шашлыка нанизываются на шампур (кому не нравится аналогия, придумайте свою, их может быть масса). В Москву стекаются деньги, людские ресурсы (как специалисты, так и «пассионарии»), ну и, конечно, власть. Неудивительно, кстати, что люди из провинции рвутся в златоглавую – здесь можно стать успешным: заработать денег или сделать карьеру, а иногда на гребне успеха и вернуться обратно.
Потому утверждение, что Россия – москвоцентричная страна, давно уже превратилось в общее место, и с ним не спорит никто.
Но история Москвы – это скорее история Руси. Не случайно сторонники величать жителей РФ русскими кивают на учебники, утверждая, что история нынешнего российского государства – это история русских людей.
Однако чтобы называться гражданами России, чтобы стать россиянами, нам нужен иной бэкграунд. Иначе мы так и останемся то ли русскими, то ли москвичами (московитами).
Мы никогда не станем россиянами, не создав общей истории – истории всех территорий, ныне входящих в состав российского государства.
Что мешает нам на этом пути? Как уже говорилось, та самая пресловутая «москвоцентричность», что наносит ущерб истории иных «территорий» нашей страны. Конечно, в учебниках уделяется внимание и другим событиям нашей внутренней истории, но в настолько незначительном объеме, что он даже не задерживается в голове.
А что с прошлым регионов? Почему оно так слабо освещается? Разве на территории нынешней России существовало только Московское царство? А Тверское великое княжество, Булгария, Золотая Орда с Синей и Белой, Великое княжество Литовское? Разве мы, сегодняшние, не потомки людей, что некогда населяли те территории? И разве нынешняя Российская Федерация, подобно полноводной реке, вбирающей в себя ручейки и речушки, не впитала в себя опыт, политическую и этническую культуру всех тех мест?
История регионов сегодня как бы отдана на откуп краевым, областным, республиканским властям, и в то же время потеряна для остальной страны. Регионалам говорят: хотите – развивайте свою историю, не хотите – как хотите. Краеведение – вроде бы и школьный предмет, но чаще факультативный, то есть «золушка» при официальной «большой» истории. Не нужна она большим дядям-чиновникам, ну а школьникам – и подавно. Ведь важность истории родного края постигаешь уже после школы.
Хотя, как уже говорилось, и взрослые не всегда понимают это. Из личного опыта: один известный политолог сильно удивился, когда я говорил ему, что нужно больше знать о прошлом своей малой родины. «А зачем?» – спросил он. И я был поражен, что, будучи политологом и историком по профессии, он не осознает предельно простой вещи: не зная истории территории, на которой обитаешь, не поймешь ни окружающих тебя людей, ни земли, на которой живешь .
Между тем, замечено, что не профессиональные историки (то есть люди, имеющие за спиной лишь школьный курс) частенько поражаются многообразию нашей истории, читая художественные исторические романы, а потом – заинтересовано роясь в справочной и более специализированной литературе. Какие гигантские малоизвестные пласты открываются такому неискушенному исследователю!
Россия в этом плане – просто кладовая. Удивительное многообразие этносов и обществ, поразительное переплетение судеб целых народов. Речь даже не про близкий мне Кавказ, которому это тоже свойственно. Сибирь, Урал, Дальний Восток. Казанцы, вогулы, зыряне, якуты, ительмены, чукчи и другие. Свои верования, свои обычаи, свои зачатки цивилизаций. А сколько пространства для фантазий! Как знать, как повернулась бы судьба этих этносов и территорий, не влейся они в какой-то момент в то государство, что строила вокруг себя Москва. Ну или войди они в состав тех же Новгорода или Твери.
Не зная истинной истории становления государства, не понимая, как взаимодействовали и общались между собой территории, ныне входящие в состав российского государства, разве можем мы понять, что из себя представляет наша страна?
Или мы люди только настоящего? А все, что было сто, двести, триста лет назад – пшик?
Глупо, неправильно так думать. В любой стране это не так, и особенно в нашей. Россия – многонациональная страна, страна территорий. И не зная прошлого этих территорий, никогда страну не поймешь.
Всем известна цитата о том, что историю пишут победители. Если верить ей безоговорочно, то выходит, что в учебниках есть место только для страниц, посвященных победителям. Но разве в истории России были победители и побежденные? Тогда получается, что история Российской Федерации – это история вражды (ибо в категориях победитель–побежденный мыслят только враги)? А мы не враги сами себе!
Да и как же тогда трактовать слова президента о том, что в нашей истории не может быть места двум взглядам на одни и те же события? Ведь победитель и побежденный на одно и то же событие смотрят совсем по-разному. А значит, мы должны дать абсолютно честные ответы на любые эпизоды нашей истории. И, значит, в нашем общем учебнике истории должны быть всякие страницы, в том числе и страницы территорий. Ведь это тоже история нашей страны.