Патриарх Кирилл на Рождественских чтениях выразил сожаление по поводу малого количества учеников, желающих изучать православную культуру в рамках предмета ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики).
Само по себе сожаление патриарха выглядит несколько наигранным, т. к. на протяжении четырех лет по экспериментальному внедрению ОРКСЭ эксперты и ответственные за внедрение чиновники замечали, что все меньше школьников выбирает православный модуль ОРКСЭ и все больше выбирает светскую этику или общерелигиозный курс.
У этого есть свое объяснение. Социологи давно заметили, что группа, идентифицирующая себя с русскостью и православием, растет на глазах. Но при этом количество церковных (по недавно принятой терминологии – «воцерковленных») христиан постоянно и составляет 3-5%. И эти люди, собственно, и выбирают православный модуль. Они будут его выбирать, каким бы ни был политический расклад. Но основные 80% этнически-православных по-прежнему не определились. Большая часть их как не хотели воцерковляться, так и не хотят. Их социализация уже состоялась и она не требует хождения в церковь и других религиозных практик.
Эта, как говорят религиоведы, «викарная» или «дополнительная» религиозность не нуждается в курсе православия в школах. Она нуждается в объяснении разных жизненных правил, которые помогли бы ей укрепить свою самоидентификацию без участия в непонятных и слишком сложных и архаичных обрядах и практиках. Патриарх указал, что даже в Московской области детей, желающих изучать православный модуль ОРКСЭ в редакции Кураева - не выше 25%.
Но интрига в другом. Слова Патриарха можно понять и так, что РПЦ занималась проектом ОРКСЭ только для прикрытия, только чтобы обеспечить введение Закона Божия в школах. Нечто подобное заявляли А. Кураев и другие представители проекта ОПК еще несколько лет назад.
Однако теперь речь идет о сожалениях, что церковь сделала «шаг навстречу нерелигиозным людям». В действительности же большая часть общества воспринимает ситуацию наоборот: они сделали шаг навстречу церкви и отшатнулись. Похоже, проект с православием в школах придется переформулировать: в настоящем виде он если не проваливается, то явно не добирает по эффективности. Причина этого – в неверной оценке религиозной ситуации.