Введение. Прямой путь к Истине
Часть 1. Кресение (очищение души)
Часть 2. Диалог с Совестью (беседа с Богом)
Часть 3. Философия Емели (русская йога)
Часть 4. Забытая магия (стихийный психоз)
[b]Андрей Тихонов , д.т.н., зав. кафедрой физики ИГЭУ [/b]
В отличие от науки, магия не строится на четко сформулированных постулатах, поэтому законам магии невозможно дать четкую словесную формулировку. Законы магии пронизаны принципом дуальности мира, поэтому они противоречивы, неконкретны, расплывчаты. В этом смысле магия противостоит науке, идеал которой состоит в четкости и непротиворечивости знаний, что в принципе недостижимо, как это следует из теорем Геделя. Поэтому, стремясь к непротиворечивости знаний, наука в лучшем случае заблуждается, пытаясь достичь невозможного. В худшем случае, зная о противоречивости мира и одновременно декларируя непротиворечивость своих знаний (моделей), наука лжет.
Что значит непротиворечивость знаний? Это значит, что на поставленный вопрос существует только один верный ответ, все остальные ответы неверны. В том-то и проблема, что природа на любой вопрос дает, по меньшей мере, два противоположных ответа, каждый из которых справедлив при определенных обстоятельствах, но только взятые вместе они образуют правильный ответ . В физике подобное утверждение в отношении корпускулярно-волнового дуализма элементарных частиц имеет название принципа дополнительности Н. Бора, в классической философии – это закон единства и борьбы противоположностей Гегеля, в китайской философии – это путь Дао. Это значит, что если я знаю верный ответ на какой-то вопрос, то обязательно найдется тот, кто будет доказывать обратное, и он тоже будет прав .
Опираясь на принцип дуальности мира, магия неспособна давать четкие и непротиворечивые ответы на поставленные вопросы. И это вовсе не свидетельствует о ее ущербности. Наоборот, это говорит о ее соответствии фундаментальным законам мироздания.
Как ни странно, современная наука не слишком далеко ушла от магии. Но вспоминать и рассуждать об этом как-то не принято. Взять, к примеру, холизм – учение о целостности мироздания. Холизм представляет мироздание как некое единое и неделимое целое, подобное живому организму. Наиболее характерно холизм представлен в экологии, точнее в одном из ее направлений, придерживающемся экосистемного подхода, родоначальником которого можно считать В. Вернадского, создавшего учение о биосфере. Биосфера – это целостный живой организм. Каждая популяция и каждое живое существо в этом организме занимает свою экологическую нишу, которая требует от них определенных действий во благо экосистемы в целом, подобно тому, как каждый орган и каждая клетка нашего тела живут во благо всего тела, выполняя возложенные на них функции.
Холизму в науке противостоит редукционизм – учение, согласно которому любое явление природы можно разложить на детали, свойства которых определяют свойства явления в целом. Так, например, в экологии редукционизм находит отражение в популяционном подходе, для которого характерно представление природы в виде множества популяций живых существ, причем каждая популяция состоит из отдельных особей, которые состоят из отдельных клеток, клетки – из органелл, органеллы – из молекул, молекулы – из атомов и т.д. Другими словами, редукционизм стремится разделить мир на отдельные объекты, которые каким-то образом взаимодействуют друг с другом.
Особенно яркими приверженцами редукционизма являются физики, а вслед за ними представители технических наук. Именно неживые объекты проще всего изучать, раскладывая их на отдельные элементы. С живыми организмами сложнее, потому что, разложив однажды живое существо на детали, обратно уже не соберешь, как машину. Кое-что обязательно при этом теряется – жизнь.
Однако и в физике без холизма обойтись не удается. Как известно, современная физика строится на основе так называемых принципов симметрии. Например, одна из симметрий (симметрия времени) порождает известный всем закон сохранения энергии, другая (симметрия пространства) – закон сохранения импульса и т.д. Симметрия – это категория холизма . Закон симметрии звучит примерно так: существует множество вариантов событий, но природа выбирает из них только те варианты, которые удовлетворяют требованиям симметрии .
Другими словами, природа предоставляет определенные требования ко всему, что ее населяет. Если ты соответствуешь этим требованиям, то ты имеешь право на существование, если нет – значит, нет. Чем-то это напоминает закон естественного отбора Ч. Дарвина, который звучит следующим образом: наибольшие шансы на выживание имеет тот, кто наилучшим образом адаптирован к требованиям окружающей среды . Вовсе не сильнейший выживает в конкурентном отборе, а тот, кто наилучшим образом выполняет свою миссию во имя того организма, частью которого он является, тот, кто умеет слышать «голос» целого и следовать Его Воле. Нечто подобное происходит и в квантовых эффектах, определяющих поведение элементарных частиц материи.
Таким образом, мы подошли к самому важному закону магии: каждый объект окружающего мира является живым существом или сообществом живых существ; весь мир в целом является живым организмом, состоящим из иерархически организованного множества живых существ, объединенных симбиотическими связями . В этом мире нет ничего, что можно было бы назвать неживым.
Это звучит настолько непривычно, что хочется возразить – это бред какой-то. Мы много лет безуспешно ищем жизнь во вселенной, и не можем ее найти, а тут кто-то утверждает, что все вокруг живое. Что, и на Луне есть жизнь?
В ответ на это хотелось бы рассказать притчу. Одного вождя племени каннибалов спрашивают:
– Почему вы едите людей? Разве вы не знаете, что это нехорошо?
На что тот отвечает:
– Мы знаем, что нехорошо. И, вообще, мы людей не едим.
– Ну как же не едите, если вчера одного съели?
– А! Так, это не человек. Он из соседнего племени.
Человек всегда всех меряет по себе. Если животное не умеет разговаривать на человеческом языке, значит, оно неразумное и живет только инстинктами, как автомат, робот, машина. Некоторые уверяют, что рыбы не чувствуют боли (они же не кричат!). Хорошо хоть деревья мы считаем живыми существами, хотя неодушевленными (наверное, потому что они не дышат так, как мы). А вот почва – это уже нечто неживое, хотя ученые-почвоведы говорят, что почва обладает всеми признаками живого организма. Тем более трудно признать право на жизнь за камнями или элементарными частицами. Слишком непохожи они на нас. Однако определение жизни постоянно корректируется. И чем больше мы узнаем о феномене жизни, тем более широкий круг объектов приходится включать в список живых существ. Так, приходится признать, что некоторые молекулы имеют право именоваться живыми существами, например, вирусы. Вообще, складывается впечатление, говоря языком физики, что жизнь – это одна из фундаментальных симметрий, представленная, кстати, своей константой: ? = 0,618… – золотая пропорция, характерная для всего живого, в том числе и для вселенной в целом.
Ну, ладно – скажет скептик – допустим, что жизнь, действительно, более глубоко пронизывает вселенную, чем это принято современной наукой. Но причем тут магия? Дело в том, что магия – это явление человеческой мысли, направленное на изучение и использование на практике законов отношений между живыми существами. Магия – это особая модель мира, особый способ миропонимания, опирающийся на аксиому о том, что весь мир – это живая суперсистема .
Наши предки не сомневались в том, что весь мир пронизан жизнью. Поэтому первый закон магии, сформулированный нами, раньше вообще не звучал, так как это считалось само собой разумеющимся. На первое место при этом выходил другой закон, который получил название «изумрудной скрижали Гермеса» (Гермес Трисмегист – мифический основатель тайного учения – герметизма): «Истинно. Несомненно. Действительно. То, что находится внизу, подобно находящемуся наверху, и обратно, то, что находится наверху, подобно находящемуся внизу, ради выполнения чуда единства» . В науке это называется законом подобия части и целого: часть является миниатюрной копией целого, а потому все части одного уровня иерархии систем похожи друг на друга . Частные случаи этого закона: биогенетический закон (развитие индивида повторяет эволюцию вида); закон экологического соответствия (форма организма соответствует условиям обитания), который определяет действие закона естественного отбора Ч. Дарвина; изоморфизм (формальное подобие) математических формулировок законов физики и т.п.
В отличие от науки, построенной на принципах математической логики, магия строится на интуитивно-чувственном использовании закона подобия . В соответствии с принципами магии изучение мира строится на чувственном выявлении элементов подобия в разных по природе явлениях. Подобие – это категория формы. Разные по сути явления могут иметь подобные формы – это основное положение научной теории подобия и моделирования. Магия стоит на том, что даже если природа вещей различна, они могут резонировать , что позволяет человеку настраиваться в резонанс (подобие) на любые явления природы. Этот резонанс можно почувствовать в форме внутреннего возбуждения (сейчас это возбуждение модно называть потоком энергии). Резонирующие (подобные) явления представляют собой единую систему. Это позволяет не только чувственно изучать явления природы, выделяя в них методом резонанса ту или иную составляющую, подобие которой находится во внутреннем мире человека, но и управлять этими явлениями, смещая резонанс в желаемую сторону.
С законом подобия неразрывно связан еще один закон магии, имеющий свой аналог в науке под названием принципа единства вселенной: во вселенной все взаимосвязано, любое явление влияет на весь мир и само испытывает влияние от всех явлений вселенной . В экологии этот звучит как первый закон Коммонера: все связано со всем . В какой-то мере это подтверждается квантовой физикой, оперирующей понятием волновой функции элементарных частиц, которая представляет собой суперпозицию (сложение) возможных состояний частицы и которая в некотором смысле может интерпретироваться как некое облако вероятностей, размазанное по всей вселенной. Таким образом, все частицы материи оказываются взаимопогруженными друг в друга, образуя единую квантовую систему вселенной. При этом информация о любых изменениях в какой-то области вселенной становится доступной всем другим объектам мира. И даже если скорость передачи информации ограничена скоростью света (хотя, ссылаясь на эффект Эйнштейна-Подольского-Розена, далеко не все с этим согласны), это не опровергает научную гипотезу об информационном единстве вселенной .
Магия не ставит себе задачи доказывать что-либо кому-либо. Пока наука ищет доказательства и механизмы реализации принципа единства вселенной, магия чувственным способом нащупывает и использует на практике это единство. Основное отличие магии от науки состоит в том, что она не слишком утруждает себя поиском логического объяснения своих феноменов. Единение по принципу подобия (резонанса) с любым явлением природы, любым объектом вселенной, любой сущностью – это главный источник магических знаний и магической силы.
Следующий закон магии – закон дуальности (Дао) мира , о котором уже говорилось в начале этой статьи. В наиболее общем виде его можно сформулировать следующим образом: любое явление может рождаться и существовать в физической реальности только в паре со своей противоположностью (отрицанием), так что вместе они взаимоуравновешивают друг друга . Это проявляется и в половой дифференциации всей живой природы (мужское и женское), и в электрической дифференциации материи (положительный и отрицательный электрический заряд), а также в наличии в мире материи и антиматерии и т.п. Частным случаем принципа дуальности мира является принцип Ле Шателье-Брауна (принцип инертности, или отрицательной обратной связи): любое изменение в природе порождает процессы, тормозящие данное изменение . Другой частный случай – третий закон Ньютона: действие равно противодействию . Можно также вспомнить принцип Ленца. В магии в дополнение к сказанному закон дуальности мира приводит к рождению закона кармы (воздаяние по заслугам).
С законом дуальности связан еще один закон магии – закон равновесия , который можно также назвать законом гармонии или законом оптимальности . На уровне пословицы он звучит следующим образом: что ни делается – все к лучшему . Его можно назвать также принципом целесообразности мироустройства: мир устроен предельно оптимальным способом . На уровне человеческой жизни закон оптимальности требует от людей соблюдения гармоничных пропорций между законопослушанием (смирением) (?62%) и свободой выбора (?38%). Любой выход за пределы золотой пропорции приводит к потере мира в душе, ассоциированному с понятием счастья, вплоть до душевных срывов и даже гибели.
В экологии закону оптимальности соответствует третий закон Коммонера: природа знает лучше . В физике понятию оптимальности соответствует энергетически выгодное состояние с минимальным запасом потенциальной энергии, к которому стремится любая физическая система. При этом закон оптимальности распадается на множество вариационных принципов, таких как принцип минимума действия, принцип минимума производства энтропии и т.п. Сюда же можно отнести и знаменитый второй закон термодинамики: в замкнутой системе энтропия (мера хаоса и непредсказуемости) возрастает до максимума, соответствующего состоянию термодинамического равновесия . В экологии есть свои вариационные принципы, например, закон максимизации энергии и информации в экосистеме , а также принцип конкурентного исключения Гаузе , минимизирующий количество конкурентных отношений в экосистеме. И т.п.
Я вовсе не ставлю цели загрузить читателя путаницей научных законов. Я лишь хотел показать, что законы магии продолжают жить, обретая научные формулировки. Вслед за Ньютоном, наука не любит «измышлять гипотез» о природе открытых ею фундаментальных законов, ограничиваясь констатацией факта наличия некоторой причинно-следственной связи, или придумывая для себя какие-то более или менее убедительные модели. Магия тоже строится на моделях, но в основе этих моделей лежит идея о том, что все вокруг живое и разумное, даже ветер, туча, река, дерево, лес, гора – все имеют душу. Магия – это искусство единения (достижение подобия) человеческой души с душами природных стихий .
Поэтому древние сказки – это вовсе не плод буйной фантазии наших темных предков, а действующая и довольно эффективная модель мира, проверенная тысячелетиями. Современная наука движется к чему-то подобному, все более широко раскрывая суть феномена жизни. Однако движется она к этому с большим напряжением, преодолевая острое нежелание признать тот факт, что человек – это не единственная разумная реальность вселенной, что жизнь и разум – это неотъемлемое свойство всех объектов вселенной. Правда, формы жизни и формы разума крайне многообразны. Нужно научиться видеть проявление целесообразности мироустройства, и тогда разумность вселенной предстанет перед нами с такой очевидностью, что только абсолютно слепой этого не увидит.
Мы боимся самого слова магия , как страусы, пряча голову в песок, лишь бы не увидеть очевидного. Мы говорим, что законы магии – это бред невежественного ума, демонстрируя лишь незнание этих законов и не замечая того, что уважаемые нами законы науки – это перефразированные законы магии.
А в это время стихийная магия гуляет по городам в самом неприглядном виде. Так, непроизвольно настраиваясь в эмоциональный резонанс с собеседником, и одновременно ненавидя его по какой-то причине, или просто подумав о нем что-то плохое, или позавидовав ему, мы наносим ему магический удар (в народе это называется сглазом). Такой неосознанный гипноз известен науке. Однако официальная наука пока еще не дошла до осознания закона кармы (дуальности). Ударив человека (пусть даже неосознанно) и не извинившись за это, мы уже нарушили равновесие. Даже если он и не понимает, почему ему дурно, вы уже несете ответственность за свой поступок. Как вы неосознанно накажете себя за это? Может, поскользнетесь и сломаете себе ногу? Но ведь вы же не хотели ничего плохого? Незнание закона не освобождает от ответственности.
Как защитить себя от стихийной магии? Знание – сила. Где взять эти знания? О чем-то можно прочитать, а что-то можно узнать у своей совести. Но об этом мы поговорим уже в следующей статье.
Продолжение следует