Введение. Прямой путь к Истине
[b]Андрей Тихонов , д.т.н., зав. кафедрой физики ИГЭУ [/b]
Странное и почти забытое русское слово кресение словарь Даля объясняет как высекание огня (кресало – огниво) и одновременно как возрождение, оживление, воскресение. А по словам дедков, живущих на юге Ивановской области, кресение – это еще и способ очищения сознания, как утверждает А. Шевцов.
От чего и зачем нужно очищать сознание? Очищать его нужно от кривды, опутывающей душу тонкой ложью, вьющейся, словно змея, искажающей наше миропонимание, погружающей его в морок самообмана.
Очищать свое сознание от самообмана нужно, для того чтобы обрести Истину? А зачем мне нужна Истина?
Вспоминается старый анекдот про человека, который ищет деньги под фонарем, хотя потерял он их в другом месте – просто под фонарем светлее. Мы стонем под грузом множества проблем, давящих на наши плечи, жалуемся на несправедливость и непредсказуемость окружающего мира, уверяя, что жизнь – это непрерывная череда страданий, в которой светлые полосы непременно сменяются темными. А с годами мы вдруг обнаруживаем, что наше здоровье оставляет желать лучшего и начинаем работать на лекарства. Хорошо, если мы знаем причины наших проблем. Знание – сила. Я могу решить проблему, только воздействуя на ее причину. Однако зачастую мы ищем причины не там, где они находятся, а там, где нам удобнее их искать. И вот тогда мы погружаем себя в чехарду темных и светлых полос, колотимся головой о стену, пытаясь пробить ее и выйти из комнаты, не замечая при этом открытой двери. Так, зачем мне нужна Истина? Затем, чтобы выйти из непрерывной гонки в беличьем колесе страданий и стать счастливым.
Например, если нам больно, мы принимаем болеутоляющие таблетки. Но организм – не машина, которую можно смазать, если что-то там заскрипело. Организм – это социум одноклеточных существ, каждое из которых живет своей жизнью во имя себя и во благо себя, и одновременно во благо всего организма в целом. Если у меня что-то болит, значит кому-то в моем организме очень плохо, и они взывают ко мне о помощи как к богу организма, тем более что причина их несчастий кроется, как правило, в моем наплевательском к ним отношении. Каким образом они взывают ко мне? Да как могут, так и взывают. Обычно выбрасывают в межклеточную жидкость какие-то химические вещества (метаболиты), которые свидетельствуют о проблемах в их жизнедеятельности. Эти вещества попадают на нервные окончания, через которые в мозг подается сигнал бедствия SOS, а потом уже мозг каким-то таинственным образом преобразует этот сигнал в знакомое нам чувство – боль. И вот, вместо того чтобы помочь своим клеткам и как-то решить их проблему, мы принимаем болеутоляющее средство, которое разрушает метаболиты, в результате чего молитва о помощи не достигает мозга. Нет боли – нет проблемы. Не напоминает ли это того человека, который ищет свое потерянное счастье под фонарем?
Самообман бывает и более тонким и изощренным. Наша погрязшая во лжи социальная жизнь дает нам массу примеров коллективного и индивидуального самообмана. Например, перевернулся теплоход, погибли люди. Людское негодование требует, чтобы правительство приняло необходимые меры. И правительство «делает все возможное» – наказывает виновных. Но корень проблемы остается нетронутым. Люди хотят заработать денег, поэтому они будут и дальше рисковать для этого своими и чужими жизнями. Мы можем обновить все речные суда, но ведь изношены не только они, у нас изношены электростанции, теплотрассы, водопроводы, здания. Корень проблемы не в техническом состоянии речных судов и теплотрасс, а в изношенности человеческих душ, покорившихся Князю Лжи, наобещавшего нам, что мы станем царями природы, и что природа будет служить нам, несмотря на то беззаконие, которое мы сеем повсюду, несмотря на те рубцы, которые оставили наши когти на сердцах близких нам людей (и не только людей).
Мы любим искать виноватых. Это снимает с нас личную ответственность. Случилось что-то – надо искать преступника, чтобы возложить на него ответственность за случившееся. Иногда это получается однозначно и вроде бы даже справедливо, а иногда не очень. Тогда надо найти крайнего - кто понесет за нас грехи наши. А мы будем хором порицать его. Правда, сомнения и угрызения совести не дают успокоиться нашим душам. Но этих сомнений никто не видит. Главное, чтобы нас самих ни в чем не заподозрили. Главное, отвести от себя опасность всеобщего осуждения. Страх перед осуждением – причина любой подлости. Любая подлость порождает в душе незаживающий нарыв.
Нити самообмана, как паутина, опутывают наши души, принося им временное облегчение. Поиск виновных – это как обезболивающее средство, оставляющее нетронутым истинные причины душевной болезни. Чтобы вылечить душу, надо вскрыть те нарывы, которыми она покрылась. Но это больно, поэтому большинство людей предпочитает не трогать эти нарывы, а запрятать их подальше, окутав душу самообманом, надеясь, что нарывы рассосутся сами собой. И вот уже и не болит почти. Только иногда кто-то не нарочно коснется твоей души там, где зреет нарыв. И коснулся вроде несильно, да боль причинил нестерпимую. Привыкнув к самообману, ты обвиняешь его в этой боли. Ведь проще обвинить его, оправдав себя, чем вылечить изъеденную нарывами душу. И даже если он совершенно не понимает, в чем его вина, ты уже не желаешь слушать его оправдания. Так рушатся семьи, рвется многолетняя дружба, так начинаются войны.
Если мы не желаем видеть Истину, то мы погружаем себя в море неразрешимых проблем. Действительно, невозможно найти потерянное там, где ты ничего не терял, невозможно разрешить проблему, если воздействовать не на причину этой проблемы, а на ее последствия. Истинные причины подавляющего количества наших проблем находятся вовсе не во внешнем мире, они кроются в глубине наших собственных душ. Нежелание видеть внутренние причины своих проблем не сделает тебя счастливей, а, наоборот, погрузит в дебри борьбы с самим собой. Борьба с внешними носителями твоих проблем – это борьба с фантомами, способная поссорить тебя со всем миром, так и не принеся при этом долгожданной победы. Бесполезно искать свое счастье, перестраивая и подминая под себя внешний мир. Помирись с собой, и ты обретешь истинное счастье.
Но как это сделать? Ведь как только ты повернешься лицом к своей душе, она тут же предоставит тебе счет, точнее покажет себя во всем своем израненном нарывами уродстве. А это очень некрасиво. К тому же для этого придется снять с нее бинты самообмана, а это очень больно. Поэтому на такой подвиг решаются немногие, и выглядит это со стороны как самоистязание.
Однажды в детстве, когда я вынимал из валенка ногу, ее свело судорогой так, что искры из глаз посыпались. Хорошо, что отец посоветовал вытянуть вперед пятку и боль прошла. Но впоследствии это стало повторяться все чаще и чаще. Тогда я решил перетерпеть боль. По первому разу это было почти невыносимо. Но меня удивило то, что случилось после того, как боль начала отступать. Сведенные судорогой мышцы стопы стали уставать и постепенно расслабляться небольшими скачками. С каждым таким скачком боль ослабевала. Когда мышца полностью расслабилась, пришло состояние, которое можно обозначить словом наслаждение. Психологи знают, как трудно человеку добиться полной релаксации, то есть полного расслабления всех мышц. То расслабление мышц, которое я получил после того, как перетерпел боль, можно назвать полной релаксацией стопы. Сейчас я делаю это упражнение регулярно, если хочу, чтобы после многочасовой ходьбы мои ноги очень быстро (в течение нескольких минут) почти полностью отдохнули, точнее расслабились. Я вытягиваю стопу, добиваюсь, чтобы ее свело судорогой, а затем жду, когда мышцы расслабятся сами собой. Теперь это получается уже без той боли, как это было раньше, даже приятно.
Чем-то это напоминает технику кресения – очищения души от нарывов, полученных ею на протяжении всей жизни человека. Ты обращаешься напрямую к своей совести и просишь ее показать то место в душе, которое болит больше всего. Только не надо обманывать себя, пытаясь не увидеть очевидного. Не существует ни одного человека, совесть которого была бы чистой, как солнечный свет. Поэтому даже святые (и особенно святые) называли себя великими грешниками. Пусть это придаст вам силы и уверенности в себе. В смысле нарывов в душе вы ничуть не хуже и не лучше святых. Главное достоинство святого состоит в готовности смириться с фактом своего несовершенства. Главное не в том, что ты не совершенен, а в том, каким совершенством ты можешь стать после очищения души.
Не бойтесь признаться себе в своем несовершенстве, попросите свою совесть показать вам ваше несовершенство. И она с готовностью напомнит вам о каком-то давнем событии, высветив перед вами такую душевную грязь, боль от которой зачатую бывает сильнее, чем боль от сведенных судорогой мышц. Не торопитесь бежать от себя, постарайтесь перетерпеть эту боль. Постарайтесь не закрыться в самообмане, будьте самокритичны, испейте до конца всю чашу душевной боли, вызванную этим конкретным нарывом. Боль не будет вечной. Совесть – это вовсе не безжалостный судья, а мудрый Учитель.
Исчерпав потенциал боли, вы останетесь один на один с памятью об этом событии вашей жизни, оставившим нарыв в душе. Вскройте этот нарыв, то есть вспомните все детали того самого события, без жалости к себе, без самооправдания, но и без упрека в свой адрес, без самобичевания. Дайте себе право быть несовершенством хотя бы сейчас, ведь об этом все равно никто не узнает, если вы сами никому потом не расскажете. А рассказывать об этом вовсе не обязательно. Главное в кресении не то, что вы признались кому-то в своем несовершенстве, а то, что вы дали себе право на несовершенство, простили себя за свое несовершенство, тем более что кресение дает вам шанс стать совершенством, если вы этого захотите. В этом смысле кресение очень похоже на исповедь, но исповедуетесь вы при этом у своей Совести.
Вспомните каждую деталь события, ощутите всю горечь стыда и раскаяния, попросите прощения у своей совести – такая просьба никогда не бывает неискренней. Часто этого бывает достаточно, чтобы совесть приняла ваше покаяние, особенно если вернуть уже ничего нельзя. Иногда она может потребовать более активных действий, например, попросить прощения у того, кого вы обидели, или сделать то, чего вы когда-то не сделали. Кстати, для этого вовсе не обязательно унижаться. У вашей совести нет цели растоптать ваше достоинство. Совесть – это Оракул, говорящий с вами от имени Богини-Матери, которая любит вас, независимо от той роли, которую вы играете в этом мире. Как бы это ни показалось странным, но она любит одинаково и овцу и волка, и святого и маньяка. Никто не отвергнут Богом. Душа раскаявшегося грешника, очищенная от нарывов, светится ярче, чем нераскаявшаяся душа человека, считающего себя праведником.
Спросите у своей совести, как искупить свою вину, не уронив при этом своего достоинства, и она вместе с вами будет искать различные варианты решений, из которых вы сами выберете тот, который удовлетворит вас и вызовет одобрение вашей совести. Может быть, будет достаточно анонимного письма, текст которого снимет боль с вашей души, а может быть, вы решите помочь кому-то деньгами, если у вас есть для этого возможность. Анонимность в этом случае не является недостатком, лишь бы совесть осталась довольна вашим решением. При этом если вы будете внимательны в разговоре с совестью, то увидите, что она не пропустит таких решений, которые могут обидеть кого-то другого.
И последнее, чего требует техника кресения души – очистив душу от нарыва, извлеките для себя урок, который позволит вашей бессмертной душе подняться еще на одну ступень в школе вечной жизни . Продумайте, почему в вашей жизни случилось то событие, которое породило нарыв в душе, как нужно было поступить в те давние времена, чтобы этого нарыва не образовалось, что нужно изменить в себе, в своем отношении к миру, в своем поведении, чтобы таких нарывов больше не возникало.
Понятно, что мы довольно часто наступаем на одни и те же грабли. Кресение далеко не всегда защищает человека от повторения прошлых ошибок. Кроме того, с возрастом мы осознаем, что некоторые вещи, за которые мы когда-то себя нещадно ругали, вовсе не являются грехами, а их мнимая греховность навязана нам со стороны лживым социумом. Поэтому повторение ошибок не является смертным грехом, хотя и способно оставлять в душе все новые и новые нарывы. Техника кресения позволяет вскрывать все эти нарывы по мере их поступления, делая человека мудрее с каждым новым шагом.
Вначале все это очень болезненно, но уже первый вскрытый нарыв принесет вам ощутимое облегчение. Дальше будет легче. Не бойтесь временной боли, бойтесь гниющего, хронически ноющего нарыва. Не скрывайте от себя своих нарывов, наоборот, старайтесь найти их как можно больше. Найти нарыв и вскрыть его, очистив душу – это главное условие успеха кресения.
Это может стать чем-то вроде увлекательной игры: найди в себе как можно больше грязи, вымети ее из самых дальних тайников своей души, выковырни из самых глубоких щелей, а потом насладись сверкающей чистотой очищенной души, ощути легкость ее полета и познай настоящее счастье.
Поэтому само слово кресение имеет двоякий смысл. Во-первых, это нечто, напоминающее работу напильником, счищающим с нашей души коросту застарелой боли, так что искры сыплются из глаз, словно не глаза это, а кремниевое кресало. Во-вторых, слово кресение имеет одинаковый корень со словом воскресение . Это не просто очищение души, это возрождение ее для новой жизни.
Существует еще один забытый смысл этого слова. Для того чтобы понять его необходимо вспомнить разные транскрипции (диалекты) слова кресь , а именно, крась, краса, краша, крыша (кресение = крещение = украшение) . Крыша – это не только часть дома, это еще небо (крыша мира), по которому как искры рассыпаны звезды ( крыша = краша = ка-ра-ша – множество ( ша ) подобных ( ка = как ) солнцу ( ра )). Поэтому Вос-кресение это восхождение Солнца ( Вос, Вась, Ось ) на небосвод после зимнего солнцестояния. Поэтому кресение – это украшение души, придание ей небесного вида. Или, если хотите, это восхождение человеческой души на небеса по звездной дороге Млечного пути, являющегося молоком, пролитым по небу коровой Земун ( корова = крова = кров – священное животное древних ариев, символ небесного свода), которую пасет в небесном саду Крышень-Лель – божественный пастух, спаситель, пастырь человеческих душ.
Наши предки считали, что кресение позволяет человеческой душе подняться на небеса по Млечному пути и войти в небесный сад Солнца – Рай , где она лицом к лицу встретишься с Богом. И для этого вовсе не обязательно умирать. После смерти душа уходит в райские сады на постоянное жительство. Но и при жизни человек имеет возможность напрямую общаться с Богом. Для этого нужно лишь повернуться к Нему лицом, потому что сам Бог никогда не отворачивается от нас.
Мы никогда не были оторваны от Бога. Более того, наше глубинное Я – это и есть Бог. Бог смотрит на мир нашими глазами, играя свой божественный спектакль, давая при этом каждому персонажу свободу самореализации. Бог живет в глубине души каждого человека (персонажа), поэтому путь к Богу – это путь к себе, разговор с Богом – это разговор со своим глубинным Я .
Но персонаж способен страдать. И чем дальше он от Бога, тем сильнее страдание. Дальше – это не значит, что мы ушли от Него за много тысяч километров. Дальше – это значит, что мы утратили подобие с Ним, утратили божественное совершенство, когда увлеклись игрой в самореализацию. В этом нет ничего непоправимого. Чтобы вырваться из круга страданий, необходимо вновь обрести совершенство. Именно в обретении утраченного когда-то божественного совершенства, позволяющего ощутить свое неразрывное единство с Богом, состоит третий смысл слова кресение .
Очищение души – это путь к миру в душе, внутреннему покою, который во все времена ассоциировался со словом счастье . Нужно ли это человеку? Каждый выбирает сам. Человек имеет право выбора. Кто-то придет в раздражение, прочитав эту статью, а кто-то задумается. Кто-то уже устал от вечной борьбы с фантомами и согласен стать счастливым. Поэтому, если позволено будет свыше, мы пойдем дальше. А дальше нам предстоит познакомиться с более тонкими и удивительными техниками кресения, пришедшим из глубины веков, помогающими человеку еще четче услышать голос своего глубинного Я и понять Его замысел.
Продолжение следует