Илья Карпюк
Будущих кандидатов в Госдуму по одномандатным округам заставят проходить муниципальный фильтр. Фактически это отсечет от выборов внесистемных кандидатов. Системным же придется решать еще и проблему контроля: ЦИК готовится к вводу электронного голосования.
Будущих кандидатов в депутаты Госдумы в одномандатных округах ждет муниципальный фильтр. Исключение составят только кандидаты от парламентских партий, которые будут зарегистрированы автоматически. Таким образом, тех россиян, что решат пройти в Госдуму самостоятельно или при поддержке малых партий и избирательных блоков, ждет необходимость сбора подписей 5-10 процента муниципальных депутатов. Точная цифра пока не определена, сообщает «Независимая газета», по информации которой, законопроект содержащий очередную реформу выборов в Госдуму будет внесен уже в январе.
Блоки партий тоже ждет нелегкая судьба. Сейчас в законодательстве они вообще не прописаны, поэтому даже дружественные партии должны проходить в парламент по-отдельности. По информации издания, новый закон все же допустит создание избирательных блоков, однако установит для них высокий проходной барьер. Если простым партиям достаточно будет набрать пять процентов, то блоку необходимо будет заручиться поддержкой десяти процентов пришедших на выборы россиян.
В условиях сильного административного ресурса значительная часть одномандатников и так будет представлять партию власти, а с учетом фильтров и ограничений даже от оппозиционно настроенных больших городов могут, в итоге, пройти по большей части единороссы.
Сложно сказать, какая политическая ситуация сложится к 2016 году, когда запланированы выборы в седьмую Думу, однако на данный момент сложно представить, чтобы какие-либо объединенные оппозиционные непарламентские силы набрали более 10 процентов голосов и смогли, таким образом, попасть в Думу. В какой-то мере гарантировать себе такой результат может лишь компартия, что позволит ей «всосать» в себя мелкие левые организации, а также ЛДПР и, возможно, «Справедливая Россия».
Так что если бы выборы состоялись через пару месяцев, да еще и по новому закону, вряд ли россияне увидели бы кардинально иной состав парламента. Скорее всего, за счет одномандатников в нем была бы еще лучше представлена «Единая Россия».
Электронное волшебство
Административный ресурс, тем более, никто в стране пока не отменял. Одновременно с обсуждением новых поправок в закон о выборах депутатов, Дума занимается новыми поправками в общий закон о выборах . 15 января на сайте Правительства появился положительный отзыв на внесенный еще в октябре законопроект. Он позволит ЦИКу отказаться от бумажных протоколов в том случае, если избирательный участок оборудован электронными урнами (КОИБами) или электронными терминалами для голосования (КЭГами).
Сейчас, какая бы техника не стояла на участке, избирательная комиссия после подведения итогов составляет предварительный бумажный протокол, копия которого по требованию может быть выдана всем присутствующим в тот момент в помещении членам комиссии или наблюдателям. После этого все бюллетени отправляют в вышестоящую комиссию, ТИК, которая пересчитывает бюллетени и заверяет протокол участковой комиссии. После этого заверенный протокол отвозится обратно на участок, где наблюдатели могут получить копию уже окончательного документа.
Процедура перевозки бюллетеней и протокола, как правило, занимает несколько часов и завершается ближе к утру — многие наблюдатели чисто физически не могут целые сутки работать и к тому времени разъезжаются по домам. В итоге часто оказывается, что у наблюдателя есть копия предварительного протокола, где он видит одни цифры, и опубликованные результаты, где цифры отличаются. Причем различия часто составляют не один-два голоса, как могло бы оказаться из-за ошибки в подсчетах, а десятки процентов, что выглядит совсем некрасиво.
Именно эта путаница, которая, конечно, не увеличивает доверия населения выборам, и должна исчезнуть с введением электронных протоколов. Сразу после окончания выборов на участках с КОИБами или КЭГами аппаратура отправит результаты в ГАС «Выборы» и одновременно выдаст копии протоколов наблюдателям.
Проблема лишь в доверии к этой самой электронике. Разрабатывается и производится она силами самого ЦИКа. Программный код, который многие просят сделать открытым для его проверки, ведомство Чурова публиковать не желает ни при каких условиях. И если КОИБ можно проверить — по сути это обычная урна, которая оборудована сканером — пересчитав бюллетени, то с КЭГами все намного сложней. Для работы этих аппаратов не нужны бюллетени вовсе, граждане будут подходить, выбирать партию или кандидата и нажимать на нужную область тач-скрина. КЭГ, для отчетности, записывает все действия граждан на специальную ленту. Но технически неподготовленному наблюдателю практически невозможно эту ленту прочитать.
Есть немаленькая вероятность того, что КЭГами будут оборудованы большинство участков: Чуров уже заявил о непригодности КОИБов в условиях многопартийности. Если они будут посылать результаты голосования в ГАС «Выборы» без какого-либо контроля наблюдателей, то доверие к институту выборов может пошатнуться в обществе еще сильней.
В итоге очередная реформа выборного права оборачивается не либерализацией, как было заявлено Кремлем, а еще большим выводом выборов из-под контроля общества: кандидаты одномандатники с трудом смогут продраться через муниципальный фильтр, а наблюдатели практически потеряют контроль за процедурой подсчета голосов.
Кремль, с другой стороны, пошел на встречу региональным элитам, возвращая одномандатников в Думу и выборность губернаторов. Возможно координация усилий с регионами, по мнению политтехнологов со Старой площади, намного важней повышения доверия выборам со стороны общества.