Часть 1. Эпоха лжи
Часть 2. Язык Истины
Часть 3. Микрокосм
Часть 4. Страна Фантазия
Часть 5. Богиня Мать
Часть 6. Игры разума
Часть 7. Познай свой сон
Часть 8. Слияние с Богом
[b]Андрей Тихонов , д.т.н., зав. кафедрой физики ИГЭУ [/b]
Что значит, создать свою вселенную? Разве мы боги, чтобы создавать вселенные? А если мы сможем создать свою вселенную, не будет ли это доказательством того, что мы боги?
Одним из основополагающих принципов современного естествознания является принцип объективности, согласно которому признается наличие объективной реальности, находящейся за пределами нашего Я и не зависящего от того, что мы о ней думаем, как мы ее представляем. Я могу вообще не думать о ней, меня вообще может не быть, от этого объективная реальность не перестанет существовать. Современному человеку это кажется совершенно очевидным и бесспорным. На этом, кстати, строится доказательство невозможности передвигать предметы силой мысли (телекинез), так как объективная реальность существует сама по себе, независимо от моих желаний, мыслей и фантазий. Однако я часто демонстрирую студентам опыт, в котором я силой мысли запросто передвигаю предметы. Студенты ждут чуда, а все оказывается обыденно просто – я беру этот предмет в руку и передвигаю его своей рукой . Студенты в разочаровании: чуда не произошло, я их обманул. Но я вовсе не обманывал их – я хотел передвинуть предмет, и мое желание воплотилось в реальность. Моя мысль, моя фантазия стала реальностью. Правда, для этого я использовал особый объект – усилитель мысли – это мое тело.
Заставляя свое тело подчиняться нашим желаниям, мы не замечаем того, что это чудо , противоречащее принципу объективности. Каким-то образом мое тело ощущает мою мысль и повинуется ей. Мое тело – это часть объективной реальности, и если оно подчиняется мне, значит, нет принципиального запрета на мысленное влияние на объективную реальность. Посредством моего тела моя фантазия управляет объективной реальностью , которая становится не такой уж и объективной, раз она зависима от меня. Более того, раз уж моя мысль влияет на объективную реальность, меняет ее по своему желанию, значит, в ней воплощается моя субъективная реальность, мой микромир. Значит, объективный макромир (universum) является воплощением моего субъективного микромира (subversum) .
Почему мое тело слушается моих фантазий, какова механика воздействия мысли (идеи) на материю, каким образом мысль управляет объективной реальностью? Ответ на это вопрос может дать квантовая модель строения материи. Однако эта модель оказывается довольно сложной для образного понимания. Понять явление - значит, соотнести его со знакомым тебе аналогом. В том-то и дело, что некоторые квантовые явления не удается соотнести ни с одним знакомым явлением, которое не противоречило бы «здравому смыслу». Взять хотя бы пресловутый корпускулярно-волновой дуализм элементарных частиц, когда частица (например, электрон) проявляет себя как корпускула (образно можно представить в виде обычной горошины) и одновременно как волновой процесс (аналогично волнам на воде). При этом электрон «умудряется» пройти одновременно через две щели, оставаясь при этом чем-то, подобным неделимой горошине. Разум отказывается понимать эти парадоксы. Поэтому, несмотря на вековую историю создания и развития квантовой модели мира, масса ученых умов, не согласных с этой парадоксальностью, до сих пор не оставляют свои безуспешные попытки опровергнуть квантовую физику. Однако она работает, и опровергнуть ее не удается. Мироздание не желает считаться с нашим «здравым смыслом».
Чтобы как-то смягчить кризис непонимания, физики предлагают так называемые интерпретации квантовых явлений, то есть более или менее разумные аналогии, не противоречащие нашему рассудку. Так, одной из наиболее признанных считается интерпретация Н. Бора, основанная на понятии редукции волновой функции . Под волновой функцией элементарной частицы понимается некоторое распределение вероятностей нахождения частицы (корпускулы) в разных точках пространства. То есть до поры до времени сама природа (сам Бог) не знает определенно, где находится частица и какой скоростью она обладает, известна только вероятность этого (предположение). Если хотите, частица в этом случае представляет собой нечто наподобие облака фантазии. Но при взаимодействии ее с другой частицей происходит та самая редукция волновой функции , когда поле вероятностей редуцируется , сворачивается в точку, частица теряет свойство быть чем-то размазанно неопределенным и обнаруживает свое присутствие в какой-то локальной области пространства, практически в одной точке, как та самая горошина.
С точки зрения информационной интерпретации квантовых эффектов взаимодействие двух частиц является результатом обмена информацией. Это как если бы вы некоторое время слушали кого-то, усиленно пытаясь понять, что же он хочет вам сказать, а потом вдруг взяли и поняли. Пока он сыпал словами, а вы напрягали свой ум, чтобы извлечь из них какой-то смысл, это было только облаком вероятностей. Но потом через поток слов в ваш разум вошла идея, которую хотел донести до вас собеседник, – смысл , и после этого возникла вспышка осознания, обозначаемая словом понял . Это и будет аналогом редукции волновой функции. Правда, такая интерпретация квантовых эффектов требует, чтобы всем элементарным частицам мы приписали если не статус живых существ, то по крайней мере статус информационных объектов, то есть каких-то образований, способных обмениваться друг с другом информацией. Информационная интерпретация квантовых эффектов дополняет Боровскую интерпретацию, переводя ее в область терминологии, понятной большинству людей.
Вторая интерпретация квантовых эффектов принадлежит Х. Эверетту. В этой интерпретации, многократно обыгранной фантастами, мир представляет собой бесконечное множество параллельных вселенных, отличающихся друг от друга вариантами событий, случающихся в тот или иной момент времени. Таким образом, где-то рядом с нами может существовать вселенная, в которой живет мой двойник, который, запнувшись вчера о ступеньку, не удержал равновесие, как я, а упал и разбил себе нос. Правда, все эвереттовы вселенные являются виртуальными (выдуманными), то есть вероятностными . Они не существуют в объективной реальности, но предполагаются с той или иной вероятностью. Объективный мир (реальная вселенная) строится как результат суперпозиции (сложения, слияния с учетом вероятностей) всех этих виртуальных вселенных.
Обе интерпретации (Бора и Эверетта) не столько противоречат одна другой, сколько дополняют друг друга, уточняя некоторые особенности. Так, боровская интерпретация акцентирует внимание на деталях, частностях, механизмах квантовых процессов, эвереттова - пытается охватить вселенную во всей ее пространственно-временной полноте. В обоих случаях картина мира определяется конфигурацией поля вероятностей (потенциальных возможностей). Это как если бы кто-то досконально прокручивал все возможные варианты событий где-то в своей фантазии и только после этого, выявив наиболее оптимальный сюжет развития событий, именно его воплощал бы в актуальной реальности. Это очень напоминает человеческое мышление.
Эвереттова модель перекликается с моделью Д. Бома, который рассматривал вселенную как своеобразную голограмму. В общем виде под голограммой следует понимать результат слияния (интерференции) информационных полей (в частности, полей вероятностей), создаваемых множеством однотипных объектов, каждый из которых содержит в своей памяти (в кодированном виде) полную копию какого-то явления, но со своими уникальными акцентами, точнее, со своей точки зрения на это явление. Суперпозиция (слияние) виртуальных эвереттовых параллельных вселенных в единую актуальную вселенную в этом смысле полностью соответствуют определению голограммы.
Более понятным для иллюстрации принципа голографии может быть такой пример. Представьте себе множество людей, которые когда-то были очевидцами какого-либо события, каждый из которых сохранил память об этом событии. Это может быть, например, война, о которой помнят миллионы людей. Несмотря на то, что это единое событие, память каждого человека о нем уникальна. Кто-то помнит о том, как он ходил в атаку, кто-то – как он голодал и получал с фронта похоронки на своих родных, а кто-то вообще был предателем и до сих пор сожалеет о неудачном для него исходе войны, хоть и тщательно скрывает это. Кто из них «более правильно» помнит о войне? Кто может отобразить это событие наиболее точно? Никто . Память каждого человека хранит именно его уникальную точку видения любого события, но ни один человек не может отразить его во всей полноте. И только все вместе, собравшись у своих мемориалов и рассказывая каждый свою историю, люди могут воспроизвести наиболее объективную версию памяти. И чем больше вспоминающих очевидцев, тем полнее и объемнее будет воспроизведение. Причем в этом воспроизведении могут принимать участие не только очевидцы, но и те, кто знает об этом событии понаслышке, передает в искаженном виде чужое виденье. Это и есть принцип голографии: каждый хранит относительно полную версию памяти, но со своим субъективным акцентом, со своей точки зрения, и только вместе они могут воссоздать наиболее объективную виртуальную (мысленную) версию явления.
Нечто подобное представляет собой вся наша жизнь. Каждый живой организм хранит в памяти свою полную, но субъективную версию вселенной – свой микрокосм. В ходе информационного обмена между живыми организмами (а может, и неживыми объектами) происходит слияние всех микрокосмов в единую информационную матрицу макрокосма, которая управляет объективной Вселенной . Таким образом, объективная Вселенная является результатом слияния (суперпозиции) бесконечного множество субъективных вселенных .
Из всех этих рассуждений следует один принципиально важный вывод: каждый человек живет в своей субъективной вселенной, созданной им самим . Человек воспринимает только ту вселенную, копия которой хранится в его микрокосме. Другой вселенной он не знает. Конечно, это копия непрерывно эволюционирует и регулярно корректируется поступающей извне информацией, но она никогда не бывает полной и совершенной копией реального мира. Любая копия (модель) всегда ущербна. Это значит, в частности, что реакция человека на явления внешнего мира строится исходя из субъективных искаженных человеческих оценок. И если кто-то заявляет, что мир построен неправильно, что он полон абсурда и несправедливости, то это всего лишь результат собственного творчества данного человека (или группы людей), создавшего для себя именно такую неприглядную модель вселенной. Что же касается полной объективной Вселенной (макрокосма), то она, конечно же, содержит в себе этот неприглядный вариант, как одну из бесчисленного множества вариантов субъективных параллельных вселенных. Но наряду с ним макрокосм пронизывают и другие субъективные вселенные, некоторые из которых раскрашивают мир райскими цветами. Каждый человек сам выбирает себе вариант своей субъективной вселенной, в которой он живет.
Конечно же, даже построив свою вселенную, человек не обладает в ней абсолютной свободой выбора. Создаваемая человеком субъективная вселенная не может быть результатом свободного полета необузданной фантазии, потому что каждый микрокосм взаимодействует с другими микрокосмами, и только суперпозиция (сумма) всех микрокосмов образует нечто оптимально усредненное, что мы собственно и называем объективной реальностью. И если твой микрокосм входит в противоречие с этим оптимальным вариантом объективной вселенной, то ты будешь испытывать неудачи при попытках воплощения в реальности своих фантазий. Отсюда можно вывести формулу успеха: твои фантазии, мечты, планы, поступки не должны противоречить объективной тенденции развития Вселенной .
Но каким образом человек может узнать об этих объективных тенденциях? Какой мудрец способен научит меня ощущать эти тенденции?
Слушай себя , Оракул живет в самой глубине твоего микрокосма. Наши предки считали, что Бог напрямую общается с человеком, сообщая ему свою Волю . Воля Бога – это не произвол всемогущего властелина, это есть результат интерференции (пересечения) всей бесконечности субъективных вселенных, результат поиска наиболее оптимального варианта воплощения всех фантазий мира, характеризующегося минимальным количеством внутренних напряжений. Бесполезно бороться со всей Вселенной, упрямо продавливая свою версию мироустройства, если она противоречит Воле Бога. Но все, что не запрещено, разрешено. Создай такую версию своего миропонимания, своей субъективной вселенной, которая не противоречит Законам Природы (Воле Бога), сформируй гармоничное отношение к миру, и ты сможешь достичь любой поставленной тобою цели.
Современное человечество в принципе тем и занимается, что пытается познать законы природы. И успехи этого процесса познания невозможно переоценить. Именно знание законов природы позволило нам создать могучую техногенную цивилизацию. Проблема лишь в том, что, изучив досконально законы неживой природы, мы пренебрегли законами Жизни и вошли в противоречие с Живой Природой, последовательно уничтожая породившую нас биосферу. Немалую роль в этом сыграла непрекращающаяся по сегодняшний день тысячелетняя борьба с язычеством, обожествлявшим живую природу. Наверное, в этом был какой-то важный вселенский смысл, потому что если бы нами до сих пор руководила животная чувственность, то мы не смогли бы в совершенстве отточить свой Логос, свой инструмент рассудочного познания мира. И Природа пожертвовала собой во имя достижения этой благородной цели. Но вот мы уже достигли физико-математического совершенства, и с этой высоты все более явно видится ограниченность рассудочного пути познания мира, и все больше тех же физиков заявляет, что пришло время существенной перестройки научной парадигмы.
Сегодня мы являемся свидетелями очередного кризиса фундаментальной науки. Природа в очередной раз демонстрирует нам свое богатство и свою непредсказуемость. Огромные деньги тратятся на создание гигантских коллайдеров, которые все более явно говорят нам, что природу невозможно описать простой формулой – мир элементарных частиц так же богат, как и, например, мир человеческих отношений. А какой формулой можно описать человеческие отношения? Поведение людей, как и поведение любой популяции живых существ, подчинено принципу целесообразности . Мы планируем свою жизнь, и это планирование далеко не всегда осмысленно нами. Весь мир, вся живая Вселенная подчинена бесконечному множеству глобальных, локальных и микроскопических планов. План – это виртуальная (выдуманная) версия будущего, которая будет реализована в реальности с большой (но не стопроцентной) вероятностью. Говоря образным языком, наши планы располагаются в стране Фантазии. Именно фантазии (идеи) правят миром. Научись «читать» глобальные планы Вселенной, погружаясь в страну Фантазию, чтобы своим внутренним взором «видеть» эти планы, научись соотносить свои собственные планы с глобальными планами объективной Вселенной, и ты сможешь построить оптимальную версию своей субъективной вселенной, обеспечив себе успех в реальной жизни.
Так как же поймать синюю птицу счастья? Оказывается ее вовсе не надо ловить. Создай свой мир, где синяя птица счастья всегда сидит на твоем плече и никуда не собирается улетать. И в этом тебе поможет Оракул – Богиня Мать, живущая в твоей душе, готовая по первому твоему запросу рассказать о планах и целях объективной Вселенной. Поверь своему внутреннему голосу, и Богиня-Мать станет твоим Учителем. Путь к ней лежит через твою Совесть, которую наши предки называли песней Матери Сва, нетварным Светом небесным, Софией, Премудростью Божьей, благодатью Святого Духа. Это голос твоей божественной сути, незамутненной ролевыми масками обманчивого мира.
Человек воспринимает только свою субъективную вселенную. Какими красками раскрасишь ты свой внутренний мир, такой и предстанет пред тобой окружающая тебя реальность. Раскрась свой мир райскими цветами и перестань верить тем, кто глубокомысленно убеждает тебя в твоей незначительности.
Ты Бог своей субъективной вселенной. Ты творец объективной реальности. Ты всесилен. Ты свободен!