Часть 1. Эпоха лжи
Часть 2. Язык Истины
Часть 3. Микрокосм
Часть 4. Страна Фантазия
Часть 5. Богиня Мать
Часть 6. Игры разума
Часть 7. Познай свой сон
[b]Андрей Тихонов , д.т.н., зав. кафедрой физики ИГЭУ [/b]
Итак, человек имеет возможность и право выйти за пределы иллюзорных ролевых игр и осознать истинную суть мироздания. Однако сделать это совсем не просто, потому что фантазии – это единственная реальность воспринимаемого нами мира. Именно с помощью фантазий (мысленных образов) мы познаем этот мир, и поневоле складывается ощущение, что это и не фантазии вовсе, а истинное отражение объективной реальности, соответствующее истинному положению вещей в мире. Более того, большинство людей (точнее, почти все) уверены в этом. Только часто мы замечаем, что наше видение мира отличается о видения другого человека. Мы начинаем спорить с ним, отстаивая свое миропонимание, свои фантазии. Но иногда стоит усомниться и поинтересоваться у своего оппонента, а как он видит этот мир. А потом спросить другого, третьего и т.д. Вы убедитесь, что все люди видят мир по-разному , а некоторые видят его по сравнению с вами с точностью до наоборот. Тогда вы призовете на помощь судью, который рассудит, кто же из всех людей прав, а кто заблуждается. И кто же может выступить в роли безоговорочного судьи, вердикт которого является Истиной в последней инстанции? Верующие говорят, что это может быть только Бог. Но как услышать Его ответ? Христиане считают, что Христос – это Бог, принявший облик человека, способного донести до людей Истину на их же языке. Но с тех пор прошло уже две тысячи лет, и мы узнаем о Нем лишь со слов многоголосого противоречивого хора разных толкователей. Наука говорит, что критерием истины является Природа, то есть эксперимент. Но в природе действует принцип дополнительности, и разные эксперименты на один и тот же вопрос могут давать абсолютно противоположные ответы. Где же Истина?
Разум приходит в полное замешательство, когда пытается осмыслить проблему Истины. Обычно человек не слишком утруждает себя подобными размышлениями, от которых «голова идет кругом», а твердо и уверенно заявляет: «А я считаю, что я прав». Это и есть результат зомбирующего влияния иллюзий. Спящий человек уверен в своей правоте и не желает видеть вопиющих противоречий. Любая честная попытка встать на другие точки зрения заставит вас усомниться в своей правоте. Если же человек не побоится окунуться с головой в море противоречий, потеряв (как ему покажется) опору под ногами, то, смертельно устав однажды от безнадежной попытки осознать всю эту абсурдную парадоксальность мира, он вынужден будет просто бессильно расслабиться и обреченно взглянуть на окружающую реальность ничего и никого не оценивающим взглядом, принимая мир таким, как есть . Часто в этом человеку помогает острая необходимость решить какую-то жизненно важную задачу, не имеющую решения, которую и решить невозможно, и отказаться от решения нельзя. Безуспешное напряжение натянутой как струна мысли, когда кажется вот-вот и твой разум лопнет, как эта струна, в сочетании со смирением рождает чудо просветления. Осознать противоречивость мира можно, только обострив это противоречие. И тогда будто резиновая мембрана, которую ты только что пытался продавить своей головой, вдруг разрывается, мир как будто переворачивается у тебя на глазах, и ты просыпаешься , с удивлением глядя на ту лавину теперь уже смешных фантазий, из зомбирующего рабства которых ты только что вырвался.
В каком-то смысле это напоминает практику дзен-буддизма. Монаху дается задание осмыслить какой-нибудь коан – короткое изречение, несущее в себе неразрешимое логическое противоречие, например, «шум высохшего водопада», или «хлопок одной ладонью». И когда задумчивый монах, казалось бы, вот-вот осмыслит это противоречие ценой неимоверной концентрации мысли, учитель, тайком наблюдающий за ним, делает что-то абсурдное, например, бьет его по голове палкой. Сочетание концентрации мысли на неразрешимом парадоксе с болью и абсурдностью ситуации иногда (но далеко не всегда) рождает прорыв в понятийность. В глазах появляется удивление, потом осмысленность – монах просыпается, рождается новый Будда.
Нечто подобное присутствует и в христианстве. Только объектом медитации (размышления, осознания) здесь является Бог, и одним из основных способов движения к Богу является апофатизм , суть которого состоит в отрицании всякого знания на пути к Единому: «Идя путем отрицания, мы подымаемся от низших ступеней бытия до его вершин, постепенно отстраняя все, что может быть познано, чтобы в мраке полного неведения приблизиться к Неведомому. <…> Нужно отказаться как от чувств, так и от всякой рассудочной деятельности, от всех предметов чувственных и умопостигаемых; как от всего, что имеет бытие, так и от всего, что бытия не имеет, для того, чтобы в полном неведении достигнуть соединения с Тем, Кто превосходит всякое бытие и всякое познание» (В.Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви).
Познавая локальные законы природы, практичный человек не желает видеть, что в более широком плане они противоречат глобальным законам мироздания. Противоречивость локальных и глобальных законов природы – это единственно возможный способ существования этой пронизанной парадоксами Вселенной. Нежелание, точнее, неспособность большинства людей осознать эту противоречивость рождает иллюзию объективности и абсолютного детерминизма (причинно-следственной обусловленности) законов природы, постулируемые современной физикой. Это как сон разума , в котором ты иногда сталкиваешься с вопиющими противоречиями, но любыми путями пытаешься вписать их в свою логичную картину мира, лишь бы не увидеть всего масштаба абсурда, в который ты погружен, то есть лишь бы не усомниться в реальности увиденного и не проснуться.
Именно земное знание, пронизанное стереотипами, иллюзиями, является главным препятствием на пути к Богу. Именно отрицание земного знания дает шанс на выход из замкнутого круга самообмана. И только попытка напряженного осмысления противоречивости и парадоксальности любого земного знания позволяет усомниться в нем, отвергнуть его, выйти за его рамки и взглянуть на него со стороны. Выход за пределы земного знания позволят осознать божественную суть своего Я. То есть просветление, вызванное осознанием парадоксальности видимого мира, позволяет не только вырваться из рабства иллюзий, но и погрузиться в состояние единения с Богом, суть которого чужда земному знанию .
Но что означает единение с Богом ? Признанный теолог православной церкви В.Н. Лосский отвечает: «Следует прибегать к экстазу, к единению, в котором человек всецело поглощается объектом и составляет с ним одно целое, где всякая множественность исчезает, где субъект больше не отличается от своего объекта».
Природа человеческого Я такова, что оно может проникать в любые объекты, заполняя их собой, и уходить из этих объектов. Многие люди, например, считают, что человеческое тело является частью нашего Я . Однако умение концентрировать внимание позволяет большинству современных людей более узко локализовать свое Я , ощутив его присутствие, как правило, где-то в области головы. Такие люди склонны утверждать, что обиталищем Я (сознания) является мозг, а тело является лишь инструментом сознания (правда, чувственные люди уверяют, что ощущают присутствие своего Я в области сердца). Некоторые идут еще дальше, утверждая, что осознающий центр ( Я ) можно вывести даже за пределы таких чувств, как наслаждение и боль, а также раздражение, радость, горе, любовь, ненависть и т.п. (так, известный советский психолог А.Р. Лурия описывал пациента, который мог мысленно выходить из своего тела, наблюдая его как бы со стороны, сидящим в стоматологическом кресле, и не ощущал боли во время лечения зубов). При этом возникает явное понимание, что чувства – это вовсе не часть моего Я , а такой же инструмент, как и тело. И совсем немногим удается локализовать свое Я за пределами мышления, когда осознающий центр с удивлением наблюдает, как оставшаяся без волевого контроля ментальная машина живет своей жизнью, фонтанируя потоком неуправляемых мыслей и образов. Именно в такие мгновения понимаешь, что мыслительный аппарат человека – это такой же инструмент, как и тело и чувства, и что истинный центр человеческой души, истинное Я , глубже всех мыслей, всех чувств и, тем более, тела.
Ты можешь распространить свое Я на свой ментальный аппарат и волевым усилием управлять своими мыслями. Можно охватить своим Я чувственный аппарат и чувства станут частью твоего Я . Можно охватить своим Я тело, и тело с помощью своих подсистем станет поставлять тебе информацию о внешнем мире, а ты станешь управлять телом, ощущая при этом, что Я и тело – это одно целое. Все это называется расширением сознания .
А можно ли так расширить свое сознание, чтобы оно охватило нечто, выходящее за пределы нашего тела? В отличие от наших предков современный человек массу усилий тратит не на расширение сознания, а наоборот, на его концентрацию, локализацию. Поэтому мы уже почти забыли, как можно своим сознанием охватить не только тело, но и окружающие предметы. Точнее, мы постоянно пользуемся этим, но не осознаем своего единства с окружающими предметами. Но опытные автомобилисты скажут, что неполадки в своей машине они ощущают также как и неполадки собственного тела. Да любой водитель просто не сможет уверенно вести машину, если он не почувствует ее как продолжение своего тела. Однажды я делал ремонт родительского дома и вложил в это много сил и души, ощутив душу дома, которая стала продолжением моей души. Да, у дома тоже есть душа, и она отвечала мне благодарностью. Но я забыл прибить на крыше один лист железа, а ночью поднялся ветер и этот лист колотился так, что каждый удар отдавался во мне реальной болью. И я не выдержал этой боли и ночью полез на крышу, чтобы исправить свою оплошность. А одна студентка даже вскрикнула от боли, когда я попросил представить, как кто-то яростно полосует ножом ее красивое кожаное пальто. Перед этим она утверждала, что, хоть она и любит свое пальто, но ее Я в нем вовсе не присутствует.
Наши предки, по всей видимости, не умели так концентрировать сознание, как это умеем мы. Зато им без труда удавалось его расширять (по-видимому, это умеют все животные, и чем ближе человек к природе, тем более расширенным сознанием он обладает). При этом они могли ощутить и душу леса, и душу реки, душу Земли и душу Луны, душу Солнца и душу Млечного пути. Сливаясь душой с природой, они ощущали неразрывное единство всей Вселенной, выражая это единство словом Бог. Воспоминания о былых способностях человека к единению с богами доходят до нас в форме сказок и полузабытых легенд, вызывая в нас объяснимый скепсис. Современный человек разучился расширять свое сознание, потонув в море иллюзорной разграниченности, автономности, множественности явлений и объектов природы. И поэтому для восстановления былых способностей приходится прибегать к всевозможным техникам расширения сознания, особенно популярным на востоке. Но этому нельзя научиться, потому что учиться нечему – это так естественно просто, что все тренировки абсолютно излишни. Это дано человеку от рождения и нужно не развивать это, а вспоминать. Заново переоткрывая в себе способность к расширению сознания, подчас абсолютно случайно, человек однажды достигает цели, убеждаясь, что все движения, напряжения, тренировки, медитации, молитвы были излишними, надо было сделать всего один маленький шаг в сторону. И одновременно ты понимаешь, что если бы ты не двигался и не молился, то никогда бы не сделал этого маленького шага.
Но существует и другая практика единения с Богом, более доступная и понятная современному человеку, основанная на движении в обратном направлении – в сторону концентрации внимания, локализации своего Я в одной точке. При этом сознание последовательно выводится сначала за пределы тела, потом за пределы чувственности, и наконец – за пределы ментала (мыслительного аппарата), становясь сторонним наблюдателем фонтанирующего иллюзиями мира. Когда концентрированное сознание погружается «в мрак полного неведения», оно входит в зону «слияния противоположностей» (в бесконечности противоположности перетекают друг в друга) – сведение сознания в безразмерную точку равносильно его расширению на всю Вселенную (абсолютная пустота равна абсолютной полноте) и полное неведение сменяется всеведением, точнее, всепониманием . Человеческое Я сливается с Абсолютом в единое тождественное целое, и человек заявляет, что он – Бог . И пусть экстаз единения с Богом длится лишь мгновения, воспоминания об этом прорыве в понятийность остаются навсегда, порождая совершенно новое миропонимание, чуждое лжи и самообмана.
За пределами экстаза жизнь продолжается. Та же игра, те же маски, те же иллюзии и те же страсти. Однако полученное знание позволяет время от времени выходить из этой игры и наслаждаться покоем. Кроме того, игра приобретает новые краски. Человек перестает быть обреченным на вечное рабство персонажем и становится осознанным сотворцом Вселенной. Приобретенный опыт трудно выразить словами, потому что он противоречит привычному жизненному опыту. Однако можно обозначить дорогу к Богу, которая лежит через обретение понятийности путем погружения своего разума в парадокс . И еще остается ориентир, своего рода маяк, двигаясь к которому невозможно промахнуться мимо цели – это наша Совесть , которая из неясного чувства превращается в истинного Учителя .
В настоящее время все больше людей приходят к просветлению. Возможно, это вызвано отточенной почти до совершенства способностью современного человека к концентрации внимания. При этом достаточно временно отвернуться от суетной чехарды повседневных забот и окунуться в парадоксальность вечных вопросов, как понимание тонким ручейком начинает просачиваться в душу, все более уверенно расширяя свое русло. И вот ты уже и рад бы выбросить из головы эти странные мысли, смущающие твой трезвый ум и не обещающие тебе ни материальных благ, ни карьерного роста. Но едва наметившийся вначале почти неразличимый Свет где-то в области интуиции становится все более ярким, тебя охватывает любопытство и какое-то странное предчувствие – предчувствие озарения . Ты начинаешь приглядываться (прислушиваться), и чем больше ты приглядываешься, тем четче проступают контуры нового понимания, ничего общего не имеющего с логикой рассудочного мышления. У кого-то это происходит скачком, сваливаясь как снег на голову, порождая неудержимый смех, вызывающий опасение окружающих за твое здоровье. Потом это, слава Богу, проходит, и жизнь возвращается в привычное русло, но мир уже никогда не станет прежним . У других это приходит постепенно, как будто ты шаг за шагом постигаешь какую-то мудрость в небесной школе. Но всегда это приходит через откровения , являющиеся вспышками понимания . Никаких голосов, ангельских видений, энергетических потоков и тому подобного, о чем вещают современные маги и экстрасенсы – только внезапное озарение, которое можно выразить одним словом – понял .
А может, это всего лишь очередная фантазия? Ведь фантазия (мысленные образы) – это единственный инструмент познания мира и другого нам не дано. Конечно, просветление – это тоже фантазия . И критерием истинности наших фантазий, как и прежде, остается практика. Так вот, свои озарения можно проверить. Озарение всегда порождает какое-то открытие. Правда, зачастую оказывается (если хорошенько поискать в литературе), что это открытие до тебя уже кто-то сделал, скажем, десять, сто, а то и тысячу лет назад. И это открытие уже опробовано на практике и давно уже удовлетворило критерию истинности. И не надо отчаиваться от мысли, что в очередной раз тебя опередили, ведь теперь у тебя в распоряжении «машина открытий», а впереди еще масса возможностей. Но даже не эта «машина открытий» представляет для тебя истинную ценность. Истинная ценность просветления в том, что ты обретаешь Учителя.
В иллюзиях и фантазиях нет ничего плохого до тех пор, пока ты понимаешь, что это фантазии. Ложь принципиально отличается от фантазии именно претензией на истинность. Но если ты вырвался за пределы зомбирующего влияния иллюзий, то обретаешь власть над ними и ни с чем не сравнимые возможности, как если бы ты, проснувшись во сне, продолжил наслаждаться богатством его красок, не выходя за пределы страны Фантазии. Конечно, вряд ли ты обретешь способности к телепортации, левитации и телекинезу, но понимание глобального замысла Бога позволит тебе разглядеть целесообразность мироустройства, увидеть свое предназначение и свою роль в глобальном Плане, а развивая в себе способность слышать Голос Бога (Совесть), со временем ты научишься понимать скрытые мотивы людских поступков и отличать ложь от правды. И вот еще. Вы готовы создать свою Вселенную ?
Продолжение следует