Комитет гражданских инициатив подготовил доклад «Первые итоги партийной и избирательной реформ 2012 года». В нем анализируются политические эффекты от законодательных изменений начала 2012 года. Презентацию доклада провел руководитель группы его разработчиков, эксперт КГИ Аркадий Любарев.
Аркадий Любарев
В рамках реформы законодательства о политических партиях и выборах 2012 года были приняты три федеральных закона:
Федеральный закон от 2 апреля 2012 года No 28-ФЗ существенно снизил требования к численности политической партии (с 40 тыс. до 500 человек), отменил требования к численности регионального отделения политической партии, ввел процедуру приостановления регистрации политической партии и некоторые другие послабления;
Федеральный закон от 2 мая 2012 года No 40-ФЗ восстановил прямые выборы высших должностных лиц субъектов РФ, введя при этом ранее не применявшийся в РФ механизм поддержки выдвижения кандидатов в виде сбора подписей муниципальных депутатов, а также разрешил региональным законодателям не допускать на этих выборах самовыдвижение;
Федеральный закон от 2 мая 2012 года No 41-ФЗ освободил кандидатов, выдвинутых любыми политическими партиями, а также списки кандидатов от сбора подписей избирателей, а для самовыдвиженцев (а также выдвиженцев общественных объединений на муниципальных выборах) снизил максимально допустимое число необходимых подписей избирателей с 2 до 0,5%. В настоящем докладе анализируется, как принятия этих законов повлияло на развитие партийной системы и выборы 14 октября 2012 года.
Наш анализ показывает, что политическая реформа 2012 года мало повлияла на общую политическую ситуацию этого года:
- переизбрание глав пяти регионов было больше похоже на переназначение, чем на подлинные выборы;
- активность избирателей на выборах не увеличилась, а продолжила снижаться;
- реальная конкурентность выборов выросла незначительно;
- партийная конфигурация по существу осталась прежней;
- «Единая Россия» по-прежнему доминирует и на многих территориях получает абсолютное большинство мандатов несмотря на поддержку менее половины избирателей;
- около двух десятков новых политических партий не стали реальной политической силой и почти повсеместно, за исключением некоторых небольших муниципальных образований, не получили представительства.
Кроме того, реформа привела и к некоторым негативным последствиям:
- увеличилась дискриминация при регистрации независимых кандидатов, которые по-прежнему являются главными конкурентами кандидатам от «партии власти»;
- стали распространяться технологии формирования партийных списков, приводящие к имитации партийной конкуренции и дискредитирующие идеи демократических выборов и многопартийности.
Полагаем, что главная причина такого положения состоит в том, что политическая реформа 2012 года не затронула главные препятствия для проведения демократических выборов:
- система избирательных комиссий по-прежнему находится в сильной зависимости от исполнительной власти;
- на региональном и муниципальном уровне преобладает смешанная несвязанная избирательная система с закрытыми списками, завышенным заградительным барьером; при этом во многих регионах для распределения депутатских мандатов используются методики, искажающие пропорциональность распределения;
- сохранились чрезмерно жестокие и нечетко определенные правила регистрации кандидатов, допускающие произвол и дискриминацию;
- отсутствуют нормы, препятствующие использованию технологии «паровозов» и другим злоупотреблениям административным ресурсом;
- не включены действенные механизмы воспрепятствования фальсификациям итогов голосования.
Негативную роль сыграли положения закона, регулирующего выборы глав регионов, установившие чрезмерно жесткий «муниципальный фильтр» и позволившие не допускать на выборы независимых кандидатов. Неоднозначную роль сыграло и освобождение всех политических партий (в том числе и вновь созданных) от сбора подписей избирателей.
Мы убеждены, что необходима комплексная реформа избирательного законодательства, включающая:
- изменение порядка формирования избирательных комиссий, которое обеспечит большинство мест в комиссиях представителям политических партий, пользующихся поддержкой избирателей;
- механизмы регистрации кандидатов и партийных списков, исключающие произвол и дискриминацию;
- возможность блокирования партий;
- возможность использования избирательных систем, позволяющих адекватно отражать в депутатском корпусе позиции избирателей (связанная смешанная система, открытые списки, преференциальные системы);
- снижение заградительных барьеров на федеральном и региональном уровнях;
- запрет использования методик распределения мандатов, искажающих пропорциональность;
- меры, направленные против технологии «паровозов»;
- восстановление возможности голосовать против всех кандидатов или списков;
- восстановление независимого общественного наблюдения;
- усиление мер, направленных против возможности фальсификации итогов голосования.
Наиболее удобным способом проведения такой реформы является принятие Избирательного кодекса Российской Федерации, разработанного к 2011 году группой экспертов в рамках общественного проекта.
Комитет гражданских инициатив намерен приложить усилия для доработки этого законопроекта с учетом последних изменений политико-правовых практик и для его продвижения.
Полный текст доклада Комитета гражданских инициатив
1000inf.ru