Государство не заметило 90-летний юбилей выдающегося конструктора советских танков
Юлия Калинина
Награды в нашей стране далеко не всегда соответствуют заслугам награжденного. Поэтому никто не удивляется, когда звезде шоу-бизнеса, например, вручают орден «За заслуги перед Отечеством», хотя все ее заслуги состоят лишь в продвижении пошлости и безвкусия. А когда государственное признание, наоборот, обходит человека, заслуги которого перед страной действительно огромны - тогда удивляются только те, кто в курсе этих заслуг. Потому что другие люди о них просто не знают.
Леонид Николаевич Карцев, главный конструктор семейства советских танков второй половины ХХ века – именно такой человек.
В июле прошедшего года ему исполнилось 90 лет, но никаких почестей на «высшем уровне» он не удостоился. Лишь благодаря стараниям его бывших коллег в декабре ему все-таки был установлен прижизненный памятник - танк Т-62 - в деревне Скомово Ивановской области, где он родился.
Сам Леонид Николаевич на его открытии не был, неважно себя чувствовал. Но приехали губернатор Ивановской области Михаил Мень, председатель совета ветеранов ГАБТУ генерал-полковник Сергей Маев, представители «Уралвагонзавода», где Карцев 16 лет проработал главным конструктором, и его сослуживцы, ветераны танкостроения. И все выступавшие говорили о том, как много сделал для нашей страны Карцев. И восхищались его конструкторским гением, талантом организатора, способностью чутко улавливать потребности времени и неизменной вежливостью с подчиненными. Но при этом оставалась какая-то недосказанность. Потому что все чувствовали, что мемориал в деревне Скомово – это, конечно, очень здорово. Но Карцев Леонид Николаевич заслуживает большего.
Качество созданных под его руководством танков было настолько высоким, что они десятками тысяч продавались за рубеж. В нескольких странах велось их производство по лицензиям. А Т-72 вообще оказался самым массовым советским танком – всего было выпущено около 30.000 этих машин.
90-летний юбилей такого человека, казалось, было бы трудно не заметить. Но наша страна его фактически не заметила, несмотря на все усилия ветеранов танкостроения.
Весною этого года один из них - бывший сотрудник карцевского КБ, который теперь живет в Германии - написал нашему президенту, что нужно достойно отметить юбилей выдающегося конструктора. Спустя месяц после юбилея администрация президента ответила, что Карцев награжден Орденом Почета. Однако никаких объявлений, указов о награждении Карцева опубликовано не было. Кто его наградил или от имени кого - до сих пор неизвестно. До сего времени эта награда ему не вручена. Руководство Ивановской области приглашало представителя администрации президента вручать орден в Скомово на открытии мемориала. Но он прибыть не изволил.
Чтобы понимать, насколько диким является такое отношение власти к людям масштаба Карцева, нужно, кнечно, знать, ЧТО он в своей жизни сделал. Нужно знать, что под его руководством были созданы танки Т-54А, Т54-Б, Т-55, Т-62, Т-62А, ракетный истребитель танков ИТ-1 и практически вся научно-техническая основа танка Т-72, получившиего мировое признание.
«Карцев – конструктор от Бога», - говорили его коллеги в Скомово и рассказывали удивительные эпизоды его жизни, когда он по собственной инициативе и вопреки начальственной воле брался за новаторские разработки и доводил их до серийного производства, и потом оказывалось, что он был абсолютно прав – именно в этом направлении и нужно было двигаться.
«Надо было понимать то, что прекрасно понимал Леонид Николаевич, - рассказал «МК» полковник Геннадий Пастернак, работавший с Карцевым много лет, - что за словом «танк» стоит лавина войсковых средств: подвижные мастерские обслуживания, танкоремонтные мастерские, тягачи, подразделения и ремонтные части, подвижные фронтовые заводы капитального ремонта танков и заводы капитального ремонта двигателей. Вопреки мнению руководства он исповедовал эволюционный путь развития и выдержал его до конца без поддержки властных структур, сохраняя боеспособность войск, реализуя первым в мире вызовы времени. Он ввёл стабилизацию вооружения, сначала в одной плоскости, затем в двух, обеспечив эффективную стрельбу с ходу. Ввел приборы ночного видения на серийных танках. Поставил гладкоствольное орудие на танк, за которым поплелись все зарубежные танкостроители. Форсировал двигатель В-2 до нужд очередного танка на шестикатковой базе. Ввел автомат заряжания пушки с последовательным досылом выстрела с раздельным заряжанием и выбрасыванием стреляной гильзы. И это далеко не все, что он изобрел, сконструировал и успешно внедрил».
То, что у Карцева талант конструктора, понятно было еще в детстве. Он без конца что-то мастерил.
В 1939-м поступил в Ивановский энергетический институт. Со второго курса его призвали в армию. В августе 41-го стал курсантом Саратовского танкового училища. Потом фронт. Сначала помощник командира танковой роты по технической части, потом командир роты технического обеспечения в составе 45-й танковой бригады 1-й танковой армии. Участник Проскуровско-Черновицкого, Висло-Одерского, Берлинского наступлений.
Опыт эксплуатации и ремонта танков в боевых условиях оказался бесценным, когда Карцев,уже закончив Военную академию бронетанковых войск, получил назначение в Нижний Тагил – конструкторское бюро Уралвагонзавода. А спустя три года директор завода Иван Окунев – вот тоже потрясающий был человек – назначил тридцатилетнего Карцева главным конструктором всего предприятия. Хотя он был еще очень молод для такой должности. И никаких особых достижений за ним не числилось. Но Окунев что-то в нем увидел. Угадал талант.
Позже Карцев напишет книгу «Моя судьба Нижний Тагил». Издана она была один раз небольшим тиражом. Сейчас это библиографическая редкость. А жаль, книга замечательная, и написана очень точным и умным пером. Там и про войну, и про Окунева, и про Т-55 и Т-62, за разработку которого Карцев взялся, осознав требования времени. В середине 60-х советские танки стали отставать от быстро развивающегося ракетно-ядерного и артиллерийского вооружения, и Карцев решил, что для выравнивания баланса сил нужно наращивать могущество танкового оружия, увеличивать маневренность машин и автоматизировать средства ведения огня. Именно эти технические решения и были реализованы в Т-62, который оказался настолько удачным, что на его базе были разработаны несколько опытных образцов, в том числе «объект 167Т» с газотурбинным двигателем, ставший прообразом Т-80.
Следующий танк, над которым работал Карцев, Т-72, конкурировал с Т-64, который разрабатывался на Харьковском танкостроительном заводе. Карцев доказывал, что его машина лучше. В итоге в 1969 году тогдашний директор Уралвагонзавода Крутяков, сам ярый противник Т-72, отстранил Карцева от должности. Остранил, когда все уже было сделано - остались только госипытания.
«Никто и не возмутился, - объяснил «МК» подноготную этой отставки еще один коллега Карцева Михаил Усов. - Все заняты харьковским Т-64, а Уралвагонзаводу уготована роль подготовить только его мобилизационный вариант на случай войны. С этим открыто не может согласиться Карцев. Он возвращается в родное министерство, где его берут на должность заместителя начальника НТК (научно-танковый комитет Управления начальника танкоых войск Минобороны СССР). Неугомонный Карцев и здесь, на новом месте, продолжает борьбу за Т-72 и своего добивается - танк принят на вооружение советской армии в 1973 году. Но многие влиятельные чиновники (всесильный Устинов и другие из ЦК КПСС, ВПК , Миноборонпрома и даже Минобороны) ему этого не могли простить. Вспомнили его «ершистый» характер, «неуважение» к начальству и другие так называемые «прегрешения». Формальный повод нашелся (в армии – это выслуга лет). Начальник ГБТУ генерал Потапов (кстати, тоже противник танка Т-72) представил его на увольнение, и Карцев, генерал-майор в 55 лет, еще полный сил, был уволен из армии и отправлен на пенсию. Далее началась мелкая ему месть: государственные премии и награды за разработку и внедрение в производство танка Т-72 получили многие вчерашние его противники (Карцев ими был вычеркнут из всех наградных списков); Леониду Николаевичу не дали «на гражданке» работать по его главной специальности, связанной с танками; не отмечались на государственном уровне его «круглые юбилейные даты», хотя ветераны – танкисты и танкостроители на этом настаивали».
90-летний юбилей Карцева в этом ряду не стал исключением. Из-за бюрократических склок и обид, суть которых никто уже даже не помнит, великий конструктор оказался вычеркнут из официальных списков «заслуженных». И теперь власть виляет, не зная, как ей с ним быть и чем награждать – по высшему рангу, среднему, низшему или вообще не награждать, поскольку бюрократам нынешним непонятен его статус, а разбираться в таком сложном вопросе они не будут.
Уралвагонзавод сейчас в фаворе и мог бы, конечно, настоять на государственном признании заслуг Карцева. Тем более, что представитель президента по Уральскому округу Холманских – бывший начальник сборочного цеха Уралвагонзавода. Но и ему, и руководителям УВЗ тоже не до Карцева, их волнуют другие материи.
Поэтому все, что остается – это написать про Карцева в нашей газете. Пускай государство не хочет отблагодарить его, как он того заслуживает. Зато люди будут знать человека, благодаря которому советские танки покорили мир.