Последние
новости

Разговор о Боге с позиций естествознания. Часть 6. Бог

15 мин
06 января, 2013
Часть 1. Истина
Часть 2. Вселенная
Часть 3. Жизнь
Часть 4. Разум
Часть 5. Душа

Андрей Тихонов , д.т.н., зав. кафедрой физики ИГЭУ

В детстве я верил в Деда Мороза. Детское виденье мира более целостно. У детей нет аналитических способностей, позволяющих выделять детали. Это взрослый четко улавливает, что борода у Деда Мороза подвешена на веревочке. Дети этого не замечают. Они видят Деда Мороза.
Уже в первых классах школы я понял, что Дед Мороз – это переодетый человек. Школа развивает аналитические способности ребенка. Это, с одной стороны, дает ему мощный инструмент познания мира, с другой, – разрушает врожденную способность видеть органичную целостность явлений природы. Ребенок понимает, что его просто обманывали. Нет никакого Деда Мороза.
Когда мне было около тридцати пяти лет, я понял, что Дед Мороз действительно существует. С тех пор я постоянно упражняюсь в умении видеть целостную, живую сторону мира. И остается только глубоко сожалеть, что подавляющее большинство взрослых – слепые.
Парадокс мышления большинства взрослых людей состоит в том, что оно поляризовано. В любом явлении природы можно четко выделить две противоречивые системы отсчета, две точки зрения. Одна точка зрения опирается на детальность мира. Человек, стоящий на такой позиции, обладает хорошими аналитическими способностями, он четко различает детали явлений мира, ему кажется, что мир состоит из множества независимых друг от друга объектов. Например, человечество состоит из отдельных людей, природа – из отдельных организмов, а каждый организм – из отдельных клеток. Любимый инструмент познания для аналитика – микроскоп, через который хорошо различимы мелкие детали, но зато невозможно смотреть вдаль. Поэтому аналитик близорук, он слеп по отношению к большим расстояниям. Он не видит того, что все детали являются лишь частями единого и неделимого целого, что природа вовсе не состоит из отдельных живых организмов, а сама является грандиозным живым существом, где каждое отдельный организм сам является органичной клеточкой этого существа.
Есть и такая точка зрения, такая позиция, с которой человеку открывается глобальная целесообразность всей Вселенной, ее жизненность и разумность. С этой позиции увидеть Деда Мороза не составляет особого труда. Правда, при этом, как в детстве, становятся неразличимыми детали. Ведь когда смотришь вдаль, детали смазываются.
Обе точки зрения по-своему ущербны, так как строятся на добровольном отказе видеть ту или иную половину мира. Совместить обе точки зрения невозможно, также как невозможно построить микроскоп, который одновременно служил бы еще и телескопом. Поэтому люди обычно склоняются в ту или иную сторону, становясь после этого слепыми по отношению к противоположной точке зрения. Гармоничный человек не ограничивает себя одной системой отсчета. Он знает о противоречивой сущности мироздания и развивает в себе оба инструмента познания, пользуясь поочередно то одним, то другим. Нельзя совместить в одном приборе и микроскоп, и телескоп, но никто не запрещает мне иметь у себя оба прибора.
Попробуйте, например, увидеть (почувствовать) живых существ, не обладающих физическим телом! Возьмите, к примеру, такое существо, как сказка. Сказка – это информационная конструкция. Она не имеет собственного тела, собственной материальности. Она может существовать только благодаря рассказчикам и слушателям. Сказка живет в памяти людей, при этом она не теряет своей самости, своей информационной целостности. Слушая сказку, человек постигает заложенный в ней смысл, что дает ему определенные знания о мире. Эти знания встраиваются в субъективный мир человека, становясь частью его личного опыта. Теперь все дальнейшее поведение человека будет откорректировано этими знаниями, независимо от того, осознает ли человек данный факт, или нет.
В этом смысле сказка очень похожа на вирус, который встраивается в молекулу ДНК живой клетки, после чего данная клетка вынуждена постоянно воспроизводить заложенную в вирусе программу жизни. Правда, вирус обладает телом (ДНК или РНК). Сказка – это информационный вирус, не обладающий собственным телом. Во всем остальном сказка ничем не отличается от живого существа. Как живое существо, она может длительно существовать, не разрушаясь, эволюционировать, приспосабливаясь к условиям окружающей среды, размножаться (порождать себе подобных) и т.п. Так, услышав хорошую сказку, человек испытывает желание рассказать ее кому-то другому. Идея, заложенная в сказке, настоятельно требует от человека, «зараженного этой идеей», чтобы он участвовал ее размножении. Вспомните, например: допустим, вам рассказали смешной анекдот – тоже своего рода сказку. Сможете ли вы удержаться от того, чтобы не пересказать этот анекдот кому-то другому, если уверены, что все просто упадут от смеха? Анекдот требует от вас материального воплощения, он хочет размножиться.
По большому счету, мы живем в море информационной живности. Сказка – это лишь один из примеров. Любая история, любой рассказ, обладающий смыслом, – это живая информационная конструкция. Именно смысл является душой подобных конструкций. Откуда они берутся? Они создаются человеком. Но человек вовсе не изобретает их на пустом месте. Человек лишь облекает в словесную форму некоторую идею, которая существовала еще до того, как он задумал что-то выразить в словах. Создает ли он саму идею? Мы привыкли считать, что наши мысли, наши идеи – это плод творения нашего мозга. Так ли это? Может быть, идеи существуют сами по себе, а человек способен лишь в той или иной форме увидеть, почувствовать их, а потом облечь в словесные или иные формы?
Вопрос о том, что первично, идея или материя, мало волнует обычного человека. Даже философы уже смирились с его неразрешимостью. Победивший материализм приучил нас к мысли, что идея – это результат функционирования высокоорганизованной материи – мозга человека. Но это не есть доказанный факт. Просто мы привыкли так думать. А вот известный психолог Карл Юнг считал, что некоторые идеи воплощены в природе независимо от того, знают о них люди, или нет. Юнг назвал их архетипами.
Если проанализировать сказки и легенды многих народов, то можно увидеть, что люди разных национальностей одни те же силы природы представляют в сказках в виде примерно одинаковых образов. Например, дух зимы – это Дед Мороз. У него должна быть длинная седая борода, шуба, шапка, посох, сани и т.п. Это и есть архетип, то есть устойчивая ассоциация некоторой природной реальности с каким-то характерным образом.
Архетип – это объективно существующее явление, это некоторая идея, которая принадлежит не человеку и даже не человечеству. Архетип – это идея, принадлежащая самой природе. Это нечто первичное по отношению к человеку, а потому независимое от него. Человек вовсе не создает эти идеи, он способен лишь «видеть» их и придавать им определенные формы. Возможно, именно для этого служит человеческий мозг. Возможно, человек вообще не способен создавать идеи. Есть точка зрения, что именно идеи являются полноправными обитателями этого мира, а человек, как и все живое, – это лишь узел, в котором сливается воедино целый комплекс идей, образуя неповторимый симбиоз, в котором воплощается мое Я. Как сказано в Библии, человек – это сосуд, способный наполняться теми или иными идеями.
Во всех религиях существует описание некоторых бестелесных сущностей. Например, в христианстве – это ангелы, бесы, демоны и т.п. Кто они такие? Современный человек разучился понимать образный язык, которым в совершенстве владели наши предки. Современная цивилизация требует от нас конкретного мышления. Поэтому, например, в разговоре о таком сказочном персонаже, как Леший, мы обязательно предполагаем наличие некоторого существа, обладающего физическим телом. Наши предки отлично понимали, что у Лешего (духа леса) нет тела в нашем понимании этого слова. Можно, конечно, сказать, что телом Лешего является сам лес, но бесполезно искать какое-либо лохматое существо о двух руках и двух ногах. И если кто-то из людей и видел такое существо, то либо это не Леший, а кто-то другой, либо это галлюцинация, рожденная процессом духовного единения с лесом.
А кто такой Бес? Если убрать все мистические наслоения и попытаться говорить современным научным языком, то Бес – это попросту некая навязчивая идея, подчиняющая себе человека. В каждом из нас живет множество идей. Весь комплекс идей сливается воедино в моем внутреннем субъективном мире. Это мой микрокосм, моя субъективная вселенная, моя личность, мое Я. Сливаясь в единое и неделимое целое, каждая из идей, образующих мой внутренний мир, вовсе не теряет своей целостности и относительной автономности – каждая идея остается сама собой. Эти идеи являются источниками мотивации наших поступков. Какие-то идеи требуют от нас благородных поступков, какие-то – наоборот. Первые идеи мы ассоциируем с ангелами, вторые – с бесами.
Обычно человеку трудно признать некоторую автономность объектов своего внутреннего мира. Все свои идеи мы считаем именно своими идеями. Однако иногда удается воочию убедиться в наличии своеволия наших мыслей, особенно когда мы сталкиваемся с так называемыми навязчивыми идеями. Мы бы и рады не думать о чем-то, да не получается.
Наиболее ярко «бунт идей» проявляется у шизофреников. Человек не все идеи своего микрокосма любит одинаково. О некоторых из них он предпочитает не вспоминать. Как говорят психологи, человек вытесняет эти воспоминания из своего внутреннего мира. Но память человека безгранична, человек никогда ничего не забывает, о чем хорошо знают психотерапевты, способные под гипнозом вернуть человеку память о любом давно забытом событии жизни. «Отвергнутые» идеи, лишенные внимания со стороны осознающего центра человеческой личности, никуда не исчезают. Более того, иногда они «обижаются» на своего «хозяина». Тогда они формируют внутри человеческой личности свою альтернативную личность. То есть происходит «расщепление личности» – шизофрения (шизо – душа, френос – расщепление). Раньше это называлось «одержимостью бесами».
Общаясь друг с другом, люди на самом деле обмениваются идеями. Идеи требуют воплощения, они не хотят жить в микрокосме только одного человека, они хотят расширить свое присутствие во вселенной. Рассказывая о чем-то своим собеседникам, или исполняя музыкальное произведение, или создавая картину, строя дом, сажая дерево, рожая детей, мы воплощаем идеи в материальном мире. Наши тела – это всего лишь аппараты для воплощения идей. Идеи движут миром. Именно идеи являются настоящими живыми существами в этом мире.
Не торопитесь отрицать существование информационных сущностей (идей), если вы их пока еще не видите, не чувствуете. Для того чтобы научиться видеть их, нужно, по крайней мере, желание попробовать сделать это. В том-то и состоит главная проблема поляризованного (скептичного) человека, что, не умея видеть явления, хорошо различимые с противоположной точки зрения, он просто отрицает их наличие, объявляя их сущим бредом. Привыкнув к тому, чтобы смотреть глазами, человек часто не в состоянии «смотреть» умом. Принципиально отрицая то, на чем настаивают другие, далеко не глупые, в общем-то, люди, скептичный поляризованный человек становится проповедником слепоты. Это не самый достойный путь.
Наверное, можно как-то рассмотреть мир идей с позиции современной физики. Но вообще-то пока этого никто еще не делал. Физика пока еще не касается вопросов, связанных с явлениями субъективного мира. Возможно, в квантовой физике делается некая попытка выхода на понимание идей, когда вводится понятие облака вероятностей, описывающего суть элементарных частиц. Облако вероятностей – это то, что может быть при определенных условиях. Это не то, что есть – это то, что может быть. И это вероятностное нечто вполне реально управляет поведением элементарных частиц. Говоря обыденным языкам, облако вероятностей – это облако фантазии. Из этой фантазии строится весь реальный мир. Именно идеи, скорее всего, лежат в основе сути феноменов энергии, энтропии и поля, в том числе и биополя. Однако пока что о мире идей вспоминают только философы и психологи.
Кто же такой Бог? Чтобы понять это, воспользуемся принципом подобия. Вообще, понять – это значит найти такое знакомое и понятное тебе явление, которое было бы подобно тому явлению, которое мы хотим понять.
Я – бог моего организма. Мое тело состоит из одноклеточных существ. Они общаются друг с другом на языке химических реакций, ультразвуковых колебаний, электромагнитных волн и т.п. В этом теле каким-то таинственным образом формируется мое Я, то есть мой субъективный мир, являющийся миниатюрной копией внешней вселенной. Я бог моей субъективной вселенной. Я ее творец. Понятно, что моя субъективная вселенная – это всего лишь страна-фантазия. Объектами моей субъективной вселенной являются идеи, образы, фантазии. Таким образом, во мне создается пересечение двух миров: мира материальных объектов (клеток моего организма) и мира идей. Я могу не понимать, каким образом происходит это пересечение. Я могу не понимать, каким образом строятся оба этих мира, из чего они состоят. Это уже неважно. Важно то, что это пересечение действительно существует.
Клетки моего организма умеют слышать голос моего Я. Доказательством этому является то, что мое тело слушается меня, мои клетки исполняют мою волю. Я также могу слышать голоса моих клеток. Я ощущаю их в форме боли, когда им плохо. Я ощущаю их в форме блаженства, когда им хорошо. Я нужен моему телу, потому что именно Я управляю им, именно Мое присутствие в этом теле делает его живым.
Теперь можно вспомнить, что все мы живем на живой планете. И планета устроена также как и любое живое существо. Это значит, что в роли «живых клеток» организма планеты выступаем мы сами. Обладает ли планета своим субъективным миром, аналогичным моему Я? Мы считаем, что планета – это мертвый субстрат, на котором происходит чудо рождения жизни. А вот наши предки считали нашу планету богиней. Они называли ее Геей (Га). То есть помимо тела планеты они еще наблюдали у нее нечто, что является планетарной личностью. Современный человек взбунтовался против своей матери, усомнившись в том, что она разумна, и даже в том, что она живая. Мы разучились видеть объекты мира идей. Мы стали слепыми безумцами, оправдывая себя тем, что наука отрицает существование богов. Это неправда. Это самообман. Наука ничего не знает о богах. Она их не изучает.
Мир иерархичен. Земля принадлежит Солнечной системе. Солнце принадлежит галактике Млечный путь. Миллиарды галактик образуют Вселенную. Но это лишь тело Вселенной. Вселенная построена по тем же законам, что и любой живой организм. Обладает ли она своим Я? Почему люди возомнили, что только они могут обладать осознанными микрокосмами? Даже высших животных, ежедневно демонстрирующих нам свою личную индивидуальность, мы лишили права иметь свое Я. Мы настолько ослепли, что не видим жизни у себя перед носом. Поэтому мы перестали видеть Бога.
Но это самообман, самооболванивание. Надо просто научиться смотреть не глазами, а умом, надо открыть глаза своего ума. Еще не все потеряно. Все больше и больше людей находят способ увидеть мир богов, увидеть самого Создателя, фантазирующего нами в своей суперфантазии под названием Вселенная. Как найти эту затерянную в море лжи и самообмана дорогу к Богу? Об этом мы поговорим в следующей статье, завершающей данный цикл бесед о Боге с позиций естествознания.

Продолжение следует
14 декабря 2024
Все новости