Уходящий 2012 год оставляет у меня тяжелое чувство, и если дорогие читатели не хотят испортить себе новогоднее настроение, то не советую читать эту унылую колонку.
Во-первых, угнетает почти окончательный отрыв от реальности всего общества в целом и элиты в частности. Этот отрыв характеризуется, с одной стороны, постоянным фокусом внимания на каких-то второстепенных вопросах, а с другой – полной утратой чисто христианской привычки представлять себя на месте ближнего, будь это твой оппонент, подчиненный или просто герой новостной ленты.
Почти весь год дружно писали и снимали «о трех поросятах», мнимой «клерикализации» общества, переходе – не переходе на летнее время, бедственном положении Европы и Ближнего Востока, здоровье Уго Чавеса и Фиделя Кастро, конце света и т. п. «важнейших» здесь и сейчас вещах. За это время мы проворонили наше среднее, а теперь, похоже, и высшее гуманитарное образование, как-то забыли о провалах в космической отрасли, развратно-растлевающем ТВ, полном развале ЖКХ, разбомбленных дорогах, мегакоррупции во всех отраслях власти и т. д. и т. п.
Последствием этого отрыва и стало обострение отсутствия чуткости к ближнему, как в мелочах, так и в серьезных вещах.
В начале этого года моя мама вышла на пенсию. Она долго ждала этого момента и очень сильно огорчилась не только ничтожным размером выплат, но и письмом из Пенсионного фонда, в котором сообщалось о праве получать пенсию «по старости»... Мелочь, конечно, но как она характеризует всю систему с ее отношением к конкретному человеку. Интересно, а тем женщинам, которые являются чиновницами класса «А» и будут получать персональную пенсию, также напишут: «Поздравляем, отныне Вы старушка»?
А этот пассаж министра образования о низкоквалифицированных специалистах с окладом меньше 30 тысяч? Взять так вот запросто и унизить большую часть профессорско-преподавательской корпорации вверенного ему ведомства... Зачем, зачем было так раздражать этих глупых, безалаберных и непрактичных альтруистов, защищающих диссертации и получающих за это прибавку к зарплате на три тысячи рублей, вместо того, чтобы пойти работать в полицию или на завод? Это притом, что процесс защиты (публикации, издание автореферата, банкет) обходится тысяч в 200–300. Точно знаю, что у нас в провинции многие профессора с докторской степенью получают меньше озвученной министром суммы.
Были и более страшные казусы.
9 мая уходящего года произошла трагедия: разбился самолет Sukhoi Superjet 100. Но это несчастье омрачилось еще и скандалом: стюардесса «Аэрофлота» выразила свою радость по поводу происшедшего... «Ерунда, – скажут некоторые, – глупые и жестокие люди всегда встречались, а в век интернета и соцсетей они просто стали особенно видны»...
Ладно, оставим стюардессу, которая и грамотно писать-то не умеет, а вот как быть с радиоведущими «Маяка», глумившимися в прямом эфире над людьми, больными муковисцидозом? Как быть с депутатом смоленского областного заксобрания, унизившего (под дружный хохот своих коллег) узников концлагерей? И наконец, как реагировать на апофеоз бесчеловечности, который назвали «законом Димы Яковлева»?
До последней инициативы, конечно, нужно было дожить... Тут не надо быть христианином, чтобы понять – международные перипетии не стоят и слезинки ребенка, лишенного, в подавляющем большинстве случаев, будущего. Конечно, мир выглядит совсем по-другому, когда смотришь на него из окна таунхауса или мерседеса, но хочется напомнить: грех против детей, тем более, сирот, – это грех, который вопиет к Небу об отмщении. Вспомните про это, господа, когда будете запивать склизкую устрицу коллекционным вином за новогодним столом или стоять, как статуя Командора, в храме на рождественской службе...
#{religion}А еще в этом году особенно явно реализовались тенденции дехристианизации всей европейской цивилизации. К положительным оценкам однополых браков, женского епископата и священства, окончательно превративших европейское и американское либерально-протестантское христианство в кощунственную бутафорию, добавился и скандал с запретом на ношение медсестре и стюардессе нательного крестика в Великобритании. При этом выражать явную принадлежность к гей-культуре, например, отнюдь не запрещено.
Да и в нашей стране тов. Волк уж как-то слишком резко сорвал с себя овечью шкуру. Пожалуй, я бы теперь порадовался лишь тому, что право на кощунственное самовыражение в храме отстаивалось с таким фанатичным воплем, который оттолкнул от вождей новой культуры большую часть здравомыслящих членов нашего общества.
Все эти события освежили в моей памяти замечательную книгу иеромонаха Серафима (Роуза) «Человек против Бога». Автор – американец, принявший православие, пишет еще в 60-х годах прошлого века обширный труд, описывающий развитие апостасийного процесса, в котором нельзя не узнать нашу современность.
Ну а из положительных моментов можно отметить консолидацию здоровых сил российского общества. Несомненно, те оплеухи, которые получали мы все, слыша, как поливают грязью нашего патриарха, пошли нам на пользу. Православные люди кардинально противоположных взглядов в такой ситуации, кажется, нащупали пути объединения.
Впрочем, негоже мне слишком усердно вгонять читателей в уныние, которое и без моей помощи частенько посещает многих из нас. Собственно, не священнику удивляться печальным тенденциям, ведь царство Правды, Справедливости, Милости – «не от мира сего». А здесь – выживаем в меру своей готовности и способности впустить в свою жизнь и душу этот Иной Мир, который преображает действительность в отдельно взятой душе, семье, общине... А иногда – и шире.
Ведь нельзя забывать о миллионах людей, пришедших поклониться Поясу Пресвятой Богородицы, о побившей все рекорды книге о. Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», о церковных социальных проектах, которые медленно, но верно воплощаются в жизнь то в одной, то в другой епархии...