Последние
новости

Повторение смешанного: плюсы и минусы новой избирательной реформы

7 мин
17 декабря, 2012
Мажоритарные округа возвращаются, но власть, скорее всего, сможет их использовать в своих интересах

Александр Кынев

Президент России в своем послании поддержал идею возвращения смешанной избирательной системы на выборах депутатов Госдумы. Учитывая устойчивое большинство в думе «Единой России» и состояние оппозиции, решение можно считать фактически принятым, и вопрос лишь в его конкретном оформлении. Как известно, дьявол всегда в деталях.
Смешанная система — это когда часть парламента избирается по одной избирательной системе, а часть по другой. Так как самих избирательных систем существует множество, а совсем не две, то есть не только привычные российскому обывателю пропорциональная и мажоритарная, но и другие — блоковая в многомандатных округах, мажоритарно-преференциальная, биноминальная, единственного передаваемого голоса и т. д., то вариантов их сочетания тоже много. Однако в России многие упорно продолжают думать, что системы две, поэтому и смешанную систему в России подразумевают именно как сочетание мажоритарной и пропорциональной и никак иначе.
Таким образом, нас ждет возвращение мажоритарных избирательных округов (скорее всего по ним вновь будет избираться половина Госдумы, как и до 2007 года). Однако смешанные мажоритарно-пропорциональные системы тоже бывают разные.
Система, которая у нас была до 2007 года, называется несвязанной, так как по ней мажоритарная (по округам) и пропорциональная (по партспискам) части избираются независимо друг от друга: определение победителей по округам не зависит от победителей по партспискам и наоборот. Такой вариант фактически сочетает недостатки мажоритарных и пропорциональных выборов, когда может возникнуть (и в наших регионах, где, как правило, такая система, постоянно возникает) ситуация, когда партия, имеющая даже небольшое, но равномерное лидерство по рейтингу, выигрывает большинство в округах, получая при этом еще значительную часть мест по партспискам. В худшем для оппозиции варианте она может вообще выиграть все мажоритарные округа, добавив к ним еще 30-40% мест по партспискам, из чего может получиться 2/3 мест в парламенте. Таким образом, есть риски непропорционального распределения мест при сохранении всех минусов составления партсписков (предвыборные паровозы, политическая коррупция и т.д.). Можно предположить, что ради непропорционального распределения мест вся реформа и затевается. Именно так недавно уже произошло на Украине, где мажоритарная часть Верховной Рады обеспечила сохранение большинства Партии регионов.
Для того чтобы избежать суммирования недостатков двух систем, в ряде стран используется вместо несвязанной смешанная связанная система, которая суммирует их достоинства — пропорциональность идеологического голосования на выборах по партспискам с более сбалансированным территориальным представительством и лучшей связью депутатов с территориями. Достигается это за счет влияния одного голосования на другое при распределении мест. Самый известный пример смешанной связанной системы — это немецкая, где у каждого избирателя два голоса. Первый голос отдается кандидату в округе (на выборах 2009 года было 299 округов), и по результатам голосования в округах определяются кандидаты, получающие «прямые» мандаты. Второй голос отдается за списки партий, исходя из установленной законом численности бундестага — в два раза большей, чем число мажоритарных округов. Именно на основе распределения вторых голосов рассчитывается доля мандатов, которые должна получить партия от всей численности парламента (а не только от его половины, как было при несвязанной системе). Если доля мест партии должна быть выше, чем выиграно мест в округах, то «недостающие» мандаты получают кандидаты из партийного списка. Если какая-либо партия получила в избирательных округах больше «прямых» мандатов, чем это ей положено по доле «партийных» голосов, то она сохраняет за собой эти «сверхмандаты». В таком случае общая численность бундестага становится большей, чем предусмотрено законом (как правило, эти «сверхмандаты» получает Христианско-социальный союз — партия популярная в одном из регионов, в Баварии). Так, в 2009 году вместо положенных 598 депутатов в бундестаг было избрано 622 депутата. Такая система возможна, так как число депутатов бундестага является «плавающим».
В России, где число депутатов Госдумы фиксированно (450), «немецкая» модель могла бы выглядеть несколько иначе, и при превышении побед некой партии в округах над ее «справедливой» долей в парламенте по второму бюллетеню она бы просто исключалась из распределения дополнительных мандатов. Именно такой вариант, к примеру, предлагали эксперты Ассоциации «Голос».
Возможна также иная модель смешанной связанной системы, когда избиратель голосует только за кандидатов в одномандатных округах, но его голос засчитывается и как голос, поданный за партию, в список которой входит данный кандидат. В одномандатных округах избранным считается кандидат, получивший более установленной законом доли голосов (например, абсолютное большинство), а оставшиеся мандаты распределяются в соответствии с пропорцией голосов, поданных за партии. Такую систему иногда называют системой «добавочных представителей». При ней тоже может возникнуть ситуация, когда партия ничего дополнительно не должна получать по партспискам, если выиграла в округах слишком много мест.

Плюсы
Плюсом возвращения избирательных округов в любом варианте (как связанной, так и несвязанной системы) является изменение формата взаимоотношений между партиями и кандидатами. Не только представительство регионов становится более сбалансированным, а сами депутаты «ближе» к избирателям, но и партии вынуждены ориентироваться на поиски реально популярных и избираемых кандидатов. Таким образом, политическая роль и независимость конкретных депутатов увеличивается, становится меньше волюнтаризма при составлении партсписков из чьих-то любимчиков или просто «нужных» людей.
Появятся площадки для появления новых публичных политиков, дефицит которых за годы управляемой демократии во многих регионах стал просто катастрофическим. При этом, несомненно, возрастет роль и влияние губернаторов при определении состава депутатского корпуса, так как именно они являются главными держателями местного административного ресурса. Хотя это уже ближе к минусам.

Минусы
Главным минусом является то, что система, которую введут, будет, как и раньше, скорее всего, несвязанной, а значит, будут большие риски непропорциональных результатов.
Еще один потенциальный минус связан с тем, что неизвестно, как будет решен вопрос с возвращением независимых кандидатов. Очень может быть, что наши законодатели оставят право выдвижения только за партийными кандидатами: ведь именно такая ситуация сложилась с так называемыми выборами губернаторов, где почти нигде в регионах нет права самовыдвижения.

Загадки
Целый ряд вопросов остается неясным: какой будет процедура регистрации кандидатов по округам и, соответственно, возможности для произвола. Как будут определяться победители: как раньше, по системе относительного большинства (в один тур), или система будет двухтуровой (что в большей степени мешает избранию экстремальных кандидатов при слишком сильном разбиении голосов).
Неизвестно также, какой будет роль избирательных блоков. Установление для них чрезмерного избирательного барьера на выборах по пропорциональной части (уже звучали идеи про 7% или 10%) во многом сделает объединение бессмысленным и ничего не дающим (какой смысл создавать блок, если при этом шансы преодолеть барьер становятся крайне низкими).
Впрочем, нет никаких гарантий, что именно по этим правилам пройдут выборы в 2016 году: политическая ситуация в стране и мире меняется слишком быстро, и никто не знает, какой она будет через четыре года.

Forbes.ru
13 декабря 2024
Все новости