На днях я собственными глазами видел проект нашего уже недалекого будущего. Не популистские поделки в виде гнущихся, как лист бумаги, телефонов, не ожившие слова песни о вкалывающих роботах и счастливом человеке, а самое настоящее будущее.
С многочисленными датчиками в домах, сообщающими о любых нарушениях в работе приборов, с интерактивными панелями экстренных служб и интеграцией человека в информационную среду.
Тут тебе и уже работающий портал госуслуг, собирающий заявки на оформление самых разных документов, и электронная запись в детсады и школы, и, что становится актуальным для каждого, создание единого информационного поля медицинских услуг, чтобы в любом уголке страны любой человек мог получить быструю и качественную помощь – без кипы бумаг и согласований.
Демонстрация работы всей этой громоздкой, но интуитивно понятной системы произвела на меня самое благоприятное впечатление – поневоле поверишь, что живёшь в XXI веке, сплошные чудеса: на экране интерактивной панели было видно, как по первому зову на место происшествия съезжаются все экстренные службы, как ликвидируются последствия и оказывается помощь пострадавшим, – и всё это под управлением единой информационной системы, амбициозно названной «Умной страной». А если добавить сюда отсутствие возможности взломать систему (создавший её Ростелеком утверждает, что ни одна хакерская атака не нанесла существенного урона) и отсутствие коррупционной составляющей – это вам не махинации с томографами, здесь всё прозрачно и открыто, – то остаётся только порадоваться за себя и других: вот оно, заживём!..
Когда я вернулся домой после презентации «Умной страны», мои восторги немного охладила проза жизни: пришлось помочь донести до машины скорой помощи пожилую соседку – возраст, инсульт. Когда всё, казалось, было готово к отправке, машина осталась стоять на месте: «Покрышки лысые, – пнул колесо водитель, – второй год на таких езжу по гололёду, чуть на горку подняться – и всё, встал». И пришлось, сдирая костяшки пальцев, толкать скорую до самого выезда на большую дорогу; толкали все: и родственники больной, у которой жизнь висела на волоске, и прохожие, и даже девочки-медики, чуть не плачущие от задержки.
Наутро, садясь в такси, я задел вчерашние раны и чертыхнулся на окружающие нас бестолковости. Молоденький водитель кивнул, сославшись, что везде так, и рассказал, что вот у них «в пожарке»... И выяснилось, что парень только что с суток, работает в специальной пожарной службе, а таксует, потому что зарплата у него всего 14 тысяч – и на это надо кормить молодую семью с ребенком с соответствующим букетом проблем: отсутствующими местами в детсадах, дороговизной лекарств и очередями в муниципальных поликлиниках. А на работе у них – как у всех: располовиненная и проданная начальством налево горючка из бензобаков пожарных машин, потому на вызов они выезжают только по второму, не меньше, номеру – когда полыхает уже качественно, а если у вас только занялось, то тушите сами, пожарные вам не помогут, посоветовал мне всё тот же водитель.
Слушал я это всё, и меня терзала мысль, что всё это: и информационные панели, и электронные очереди в детсадах, и электронная же медицинская карточка, и лысые покрышки, и краденый бензин – всё это одна страна. Вот только умная ли...