Из блога Александр Зеличенко на «Эхе Москвы»
Мне приходилось писать немало горького в адрес церкви – и о лжи, и об агрессивности, и о духовном инфантилизме, и о безосновательности претензий на духовное лидерство, и о сдерживании, торможении личностного роста... Но сегодня я хочу предложить вам взглянуть на одну из сторон деятельности РПЦ другими глазами.
В последнее время (или мне так везло) в Интернете попадается много страшных видео, видео не для слабонервных. Например, вот такое хладнокровное убийство в Самаре (18+). Оно не взволновало общество, потому что здесь русского убивает не кавказец, а русский. Попробуйте-ка найти что-то человеческое в глазах убийцы (18+). У меня не получилось. Или вот такая сценка из СИЗО (18+). Кто это? Люди?
Когда все это началось? Было ли такое в советское время? Мне сталкиваться не приходилось ни в родной Москве, ни в множестве поездок по Союзу. Государственная система воспитания имела массу недостатков и просто пороков, но не позволяла людям массово превращаться в нелюдей хуже зверей. Ее разрушение в начале 90-х перерубило ту веревочку, которая удерживала множество людей с неблагополучной судьбой от окончательного падения. И они полетели в пропасть. Такой оказалась оборотная сторона торжества личной свободы. Информационная политика путинизма с ее воспеванием брутальности, крови и насилия, с ее культом лжи и пошлости и с ее нарочитым антиэстетизмом, если так можно назвать телевизионную безвкусицу, только ускорила это падение.
Конечно, тяжело смотреть, когда господствующая религия забивает неокрепшие детские головы сказками, выдаваемыми за реальность. Конечно, трудно видеть взрослых людей с пустыми глазами, чья духовная жизнь оказалась ограничена правилами церковной жизни, - людей, регулярно повторяющих слова и действия, смысла которых они не понимают, людей, лишенных возможности учиться, думать, умнеть, расти. Но... все в мире относительно. В сравнении с теми, кого назвать людьми вообще язык не поворачивается, даже самые мало развитые в духовном отношении люди церкви стоят на более высокой ступени. И когда церковь вовлекает в свою орбиту подонков – тех, кто оказался в самом низу, на самом дне общества, дне не материальном, а духовном – этого нельзя не приветствовать: подхваченные церковью люди начинают выбираться из той адской пропасти, в которую их бросило в том числе и наше бездумье и безразличие.
Нельзя ли предложить людям, которых беда нашего общества сделала нелюдями, другую, не церковную, не религиозную лестницу? Конечно, можно. Но мы-то этого не делаем, да и не очень можем. По разным причинам. Что касается «яйцеголовых», это не их дело. А малочисленные энтузиасты здесь сделать могут немного. Чтобы решать такую проблему в государственном масштабе, нужны и огромные ресурсы, и политическая воля – в общем, нужна государственная политика. Политики такой у нас нет, и о ее необходимости не говорят сегодня ни самые либеральнейшие из демократов, ни демократичнейшие из либералов. Мы увлечены другими важными вопросами – какой должен быть регламент КС, или что означает отставка Сердюкова, или с какими лозунгами нам идти по декабрьской Москве. Где уж тут беспокоиться о таких мелочах, как духовная деградация миллионов сограждан.
Так вот, пока мы так заняты, нам не остается ничего другого, как только радоваться, что в обществе нашлась менее занятая организация, которая сумела выделить время, чтобы поднимать пусть не ноги, пусть на колени тех, кто не без нашей вины оказался распластанным лицом в грязь.