Алексей Володин
После проведенных в течение последнего времени президентом Путиным кадровых перестановок в российском Правительстве (начиная с отставки главы Минрегиона Олега Говоруна), начала формироваться мысль о концепции нового президента.
Еще до прихода Владимира Путина на третий президентский срок многие высказывали идею о том, что если кандидат Путин желает завоевать больше симпатий со стороны представителей российского общества, то ему придется в некотором роде перестраивать отношение к политической системе. Такого кандидата даже наделили специфическим статусом «Путин 2.0», подразумевая необходимость выхода на новый уровень проведения государственной политики – политики, при которой любой политический, скажем так, авторитет может быть порушен, если человек, занимающий ту или государственную должности, превышает свои должностные полномочия и откровенно встает на путь коррупционной деятельности.
И, по всей видимости, Владимир Путин, действительно решил провести своеобразную ручную перенастройку властной системы в России . Дело в том, что череда перестановок последних нескольких дней и недель – это далеко не те ельцинские взмахи шашкой, когда в итоге менялись министры и председатели Правительства как картинки с калейдоскопической суетой и хаотичностью, не принося позитивного результата, а приводили к порой еще большей разбалансировке государственного механизма. Путин действует более осмотрительно и при этом работает исключительно превентивно, вычленяя из государственного механизма тех управленцев, которые показали себя, мягко говоря, не вполне эффективными.
Сторонники Путина видят в действиях президента выверенную составляющую, при которой отставки проводятся таким образом, что они не разрушают созданной политической системы, а ведут к ее оздоровлению. Путина в таком случае можно сравнить с опытным хирургом, который решается на достаточно сложную операцию, которая может первоначально даже несколько ухудшить состояние «больного», но зато потом – уже в ближайшей перспективе – способна привести к оздоровлению организма.
Критики президента видят в действиях Путина непременное желание избавиться от «своих людей», которые слишком далеко зашли при однозначном, с точки зрении самих критиков, попустительстве и покрывательстве со стороны высших властей страны. Однако если рассматривать эту точку зрения, то получается, что Путин был бы подвергнут со стороны либеральных сил жесткой критике в любом случае. Оставил бы на месте министров, ведомства которых стали слишком часто фигурировать в плане реализации коррупционных схем, - заявили бы, что Путин продолжает вариться в собственном соку, не выносит сор из избы, и тем самым покрывает всех и вся среди властной элиты. Но Путин министров на месте не оставил. Тогда либеральные слои населения, взяв совсем небольшую паузу и пораскинув мозгами, нашли новый повод для критики, о котором было сказано выше: мол, президент захотел остаться чистым, и всё в этом роде… В общем, вилка либеральной критики на то и существует, чтобы пытаться нажить себе политических очков в связи с любым решением главы государства.
Однако на сей раз эта критика уже сама не выдерживает никакой критики, потому что действия президента Путина доказывают, что главный пост в государстве занимает человек, который способен меняться сам и корректировать политическую систему так, как то будет эффективнее для развития страны. Кто-то рассуждал про политический застой… И?..
Безусловно, не нужно думать, что снятие с должностей пары министров тут же поставит Россию на рельсы тотальной модернизации и поведет прямиком к светлому будущему. В конце концов, не в этом главный смысл президентских решений. Их главный смысл сводится к тому, чтобы дать сигнал всем поголовно чиновникам, что от качества выполнения ими своих обязанностей зависит то, насколько ровно они будут сидеть на занимаемых местах . При этом путинское невербальное послание для армии чиновников не сводится к остервенелому «всех казнить, всех перевешать». Президент использует более чем цивилизованный метод: не справляешься – подберем того, кто готов справиться; не справляешься и нарушаешь закон – есть работа для следственных органов. Это вполне спокойный сигнал, но ведь, по большому счету, для нашей страны он вполне сродни революционным переменам во власти. Нет, революция здесь – это вовсе не снятие того или иного госчиновника с должности и заведение в отношении него или его ближайших подчиненных уголовных дел; под революцией здесь стоит понимать ситуацию, при которой власть не собирается заигрывать сама с собой, а готова пойти на вполне цивилизованную и своевременную «чистку», как сказали бы во времена оные.
Очищение на основе действующего законодательства выстроившихся политических рядов, которое к определенному моменту назревает и осознается высшими политическими властями, может говорить о том, что в нашей стране взрослеет как сама власть, так и то самое гражданское общество, о котором в последнее время столько говорят. Причем под гражданским обществом здесь стоит понимать не отдельные группки людей, которые в любых начинаниях властных политических элит непременно видят негатив, а достаточно основательный слой российского общества, способный понимать и свою, в том числе, ответственность за судьбу страны, в которой живет.
Итак, президент использует инструмент кадрового регулирования на основе действующих законов, президент формирует ту команду, которая не просто будет выполнять возложенные на нее обязанности, но и команду, осознающую уровень ответственности перед тем самым гражданским обществом. По понятным причинам, такое формирование ни вчера, ни сегодня нельзя считать завершенным. В этом случае вариант 100%-ной завершенности вообще не достижим. В этом-то и заключается новый подход к выстраиванию политической системы: если один из ее механизмов дает сбой, то его нужно либо «ремонтировать», либо заменить, не останавливая при этом общего рабочего процесса.
Есть ли это по-настоящему кардинально новый стиль в политике Владимира Путина, покажет дальнейший ход событий, но, по крайней мере, зачатки этого стиля уже просматриваются.