Только в СМИ и интернете заговорили о постепенном отходе Президента Владимира Путина от активной политической роли, в связи с резким ухудшением здоровья, как тот сделал сильный политический ход, по всем параметрам выходящий далеко за рамки обычных вбрасываемых в СМИ кремлевских или белодомовских сюжетов. Отставка министра обороны Анатолия Сердюкова действительно может оказаться знаменательным событием новейшей политической истории страны. Обращает на себя внимание несколько моментов.
Первый. Сердюков несколько раз сам просил об отставке, но сейчас был именно уволен. И уволен именно решением Президента. То есть это демонстративно-показательный шаг с яркой эмоциональной окраской, а не просто очередная кадровая перестановка.
Второй. Указ об отставке был подписан в момент, когда премьер-министр отсутствовал в стране, находясь в длительной командировке в странах Индокитая, и соответственно непосредственно не мог влиять на принимаемое решение. И хотя пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова выразила мнение, что консультации по данному поводу велись последние несколько дней, их интенсивность вызывает некоторый сомнения, так как именно в этот период Дмитрий Медведев был сначала в Лаосе, а затем во Вьетнаме, где у него был достаточно плотный график встреч и выступлений.
Третий. Официальная версия увольнения, озвученная Дмитрием Медведевым, что: "следствие должно быть доведено до конца, а точку должен поставить суд", не выдерживает критического анализа. Ведь во время расследования дела подмосковных прокуроров (которое, наверное, тоже должно быть доведено до конца) никто не отправлял в отставку генерального прокурора Юрия Чайку, хотя поводов для этого было казалось бы еще больше. В деле был замешан сын генерального прокурора Артем Чайка, чья личность обозначилась в ходе следствия по делу о "крышевании"сети подпольных казино сотрудниками подмосковной прокуратуры В показаниях засекреченного свидетеля утверждалось, что между Иваном Назаровым (организатором "бизнеса") и областными прокурорами были довольно тесные коррупционные связи, посредниками в которых были люди Артёма Чайки.
Четвертый. Расследование дела "Оборонсервиса"ведет Следственный комитет, входящий в пул силовых структур Президента, что демонстрирует готовность к резким шагам и возможность их реализации на практике именно с этой стороны бывшего тандема. Именно следственный комитет готовится вызвать на допрос уже бывшего министра. Ничего подобного прокуратура пока себе позволить не может. Это может быть знаком для сомневающихся в том, на чьей стороне сейчас реальная власть.
Пятый. Само предприятие "Оборонсервис"очень знаковое. Когда-то его возглавлял сам Анатолий Сердюков, а потом один из нынешних фигурантов уголовного расследования Евгения Васильева, учившаяся вместе с Анатолием Сердюковым на юридическом факультете СПбГУ и работавшая с ним вместе в "Агропроме". Именно в квартире последней в шесть утра, во время обыска, представители СК РФ и застали тогда еще министра обороны Сердюкова. Именно за неё он отправился просить у Президента РФ Владимира Путина, пропустив заседание правительства у Дмитрия Медведева. Не случайно, в качестве скрытых причин происходящего, часть экспертов называют разрушение отношений между Сердюковым и его женой Юлией - дочерью Виктора Зубкова. Последний, в настоящее время, является специальным представителем Президента России по взаимодействию с Форумом стран - экспортеров газа, то есть полностью находится в лагере кремлевских сил, в отличие от бывшего министра обороны, до последнего времени остававшегося в Белом доме. Виктор Зубков, бывшей премьер министра России, один из близких к Владимиру Путину людей, тесно связанный с Игорем Сечиным, собственно и привел своего зятя в большую политику. Как говорится: "Я тебя породил, я тебя и убью".
Шестой. Заметную роль могла сыграть и военно-промышленная комиссия - коллегиальный орган, стоящий несколько в стороне от премьерской вертикали власти и возглавляемый заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрием Рогозиным, разногласия которого с уволенным министром по ряду ключевых вопросов были хорошо известны не только в правительственных кругах, но и средствам массовой информации. Это развитие еще одной скандальной темы в политике министерства обороны, когда простаивают заводские и инженерные мощности по всей стране от Санкт-Петербурга до Комсомольска-на-Амуре, военный заказ отдается на закупку крайне дорогостоящей техники за рубежом, что, наверное, выгодно если речь едет об управлении частным торговым или мебельным предприятием, но крайне странно, когда это происходит при реализации общей государственной политики, призванной создавать собственные рабочие места, развивать собственную науку, обеспечивать собственную безопасность.
Седьмой. Сердюков был крайне непопулярен в армейских кругах. Этому способствовали и неисполнение поручений Президента об обеспечении жильем офицеров, и непринятая в войсках недоделанная реформа армии, и порой хамское поведение по отношению к действующим офицерам и генералам "придворных вельмож - дамочек с красными ногтями и карманными собачками", и многочисленные коррупционные скандалы с распродажей имущества министерства обороны, и непрозрачными закупками в компаниях типа "Агропром", и необоснованные траты на обустройство дорогой недвижимости, и странные армейские закупки и т.д. На фоне роста напряженности в стране при нарастании угрозы глобального кризиса, оставлять в руководстве силового министерства человека отторгаемого его подчиненными дальше было просто опасно. Нужен был новый человек близкий к армейским кругам, и генерал армии Сергей Шойгу, как всегда оказался очень кстати.
Восьмой. В обществе давно назрел запрос на реальные шаги в борьбе с коррупцией. От правящих верхов ждали сильного шага - отставки какой-то знаковой фигуры. И такая отставка состоялась.
Подводя итог, можно сказать, что в реальной версии отставки сошлись несколько весомых факторов. Но если дело Сердюкова, в его нынешнем виде, дойдет до логического конца и бывший министр понесет какое-то уголовное наказание, то это будет воспринято как отмена предыдущих гарантий неприкосновенности и введение новых правил игры, в рамках которых очень многие из представителей нынешних элит почувствуют себя очень уязвимыми. Новые правила обычно вводятся перед началом новой программы развития страны и новой конфигурации власти под реализацию этой программы. Возможно, у Президента такая программа есть.