Михаил Маркин
О том, что в России строгость Законов компенсируется необязательностью их исполнения, не говорит только ленивый. А вот рассуждений на тему, «а почему это, собственно, так происходит», практически не встречается. Правда, С.Е. Кургинян в своих лекциях то и дело повторяет, что главным регулятором русского общества является культура, но, к величайшему моему сожалению он не дает объяснений, почему так сложилось, как и не делает выводов из своего открытия.
На мой взгляд, культура стала основным регулятором русского общества в силу того, что основной и, пожалуй, единственной по настоящему русской идеей является справедливость. Причем справедливость одна на всех и одна для всех. Чего закон, обслуживающий в первую очередь интересы господствующего класса, по определению обеспечить не может. А если закон вступает в конфликт с идеей справедливости, то он однозначно становится врагом общества, в котором должен был оказаться главным регулятором. Соответственно, во враги автоматически записываются как те структуры (или люди), которые его придумали (даже из самых благих намерений), так и те, кто вынужден этот закон исполнять. Тем более что исполнители закона тоже зачастую понимают его несправедливость, в результате чего исполнение «служебного долга» строго соответствии с законом оказывается такой же фикцией, как и сам закон. И злодей и душегуб, попавший в руки правосудия, мгновенно превращается в глазах общества в мученика и жертву, если закон предписывает поступить строже, чем того хочет сам народ. Или наоборот – если закон вдруг оказывается неоправданно мягок, то общество начинает жаждать крови. Причем не только преступника, но и тех, кто такой закон придумал. В любом случае виноватым оказывается государство. Кстати, отсюда же и это вечное стремление построить Рай на Земле. И любое государственное устройство, которое не соответствует этому Раю или хотя бы не стремится ему соответствовать, будет отвергаться Россией тем или иным способом. Во всяком случае, до тех пор, пока существует Россия и носители Русской Идеи.
Таким образом, сама жизнь и процветание России зависит не столько от принимаемых законов, сколько от той сложившейся культуры, которая занимает доминирующую позицию на данном этапе времени. Поскольку сейчас в России доминирует культура криминального капитализма, то все мы живем по понятиям, но никак не по закону. Закон же в этом случае выполняет всего лишь вспомогательную роль, а по сути, является именно тем самым дышлом, которое можно повернуть в любую сторону для достижения конкретной цели. Более того, именно поэтому Закон в России, пока он не станет соответствовать русскому менталитету, будет всегда действовать избирательно и точечно. А соответственно, вызывать все больше презрения и отторжения. В этой связи тупой перенос западного законодательства на российскую землю – наихудшее, что можно придумать в законотворческой деятельности. И, совершенно естественно, что в этом случае находится масса возможностей этот самый закон обойти или попросту не исполнять.
Возьмем к примеру очередную инициативу Д.А. Медведева вкупе с Минздравом по поводу борьбы с табакокурением. Казалось бы, вредная привычка (спору нет), отрицательно влияющая на здоровье сограждан и причиняющая кучу как мнимых, так и реальных неудобств тем, кто не курит. Более того, напрямую подрывающая здоровье нации. То есть общество должно поддержать его всеми руками, ногами и другими частями тела. Но не тут-то было. Уже начались ожесточенные споры противников и сторонников сей идеи. Причем опять таки ограничивающиеся исключительно медицинской и экономической составляющей.
Меня же интересует совсем другое. А кто-нибуть вообще задумывался о том, что само табакокурение (плохо это или хорошо – разговор отдельный) уже составляет часть культурного русского кода. Причем часть далеко не маленькую. Почти вровень с православием или воинскими традициями.
Хотя бы уже потому что в Великую Отечественную войну, как и просто в Отечественную, как и во многих других войнах Российской Империи и СССР побеждали не оторванные от жизни мальчики с выпученными глазенками, а суровые реальные мужчины, многие из которых и курили, и пили (не только шампанское, как гусары), да и с барышнями развлекаться при случае не брезговали. Очень многие выдающиеся личности в русской истории неразрывно связаны с употреблением табака в том или ином виде. Как и в русской литературе, кино, песнях и даже фольклоре.
Это в Европе, где главным регулятором является закон, можно запретить без существенных последствий рекламу табака, в том числе и в кинематографе, как и курение в общественных местах. И все хоть и со скрипом (как же – деньги теряют), но подчинятся. А у нас для этого надо в первую очередь вырвать самокрутку из заскорузлых рук советского солдата, сидящего под обстрелом в окопе или на ступенях Рейхстага. Надо выбить трубку из руки И. Сталина. Надо объявить Петра I врагом здоровья русского народа, потому как именно Петр привез это зелье непосредственно в центральную Россию. Надо уничтожить сакральный смысл понятия «делиться последней сигаретой (щепоткой табака), который уже практически неотделим от «отдам последнюю рубаху». Заодно пройтись и по народным верованиям «бежит как черт из табакерки». Ну и как следствие, надо забыть о всяких разных патриотических фильмах про Великую Отечественную, поскольку в них просто до неприличия постоянно рекламируется табакокурение, крепко привязанное к героям, с которых нам полагается, по идее, брать пример.
Ни современная либеральная Европа, ни современная либеральная Россия героев для подражания не рождают. Зато в массовом порядке рождают отрицательных личностей, которые, несмотря на то, что нам противны, не сходят с экранов ТВ. Но зато никто из них – ни Немцов, ни Тютюкин, ни Каспаров, ни Рыжков – не курит! Все как один берегут свое здоровье и радеют за здоровье нации. Вне всякого сомнения, есть очень достойные люди, которые тоже не страдают этой пагубной привычкой. Только вот их на экранах ТВ почти не показывают. Так что вся эта мышиная возня вокруг табака, мне кажется – не что иное, как еще один удар либерастов по русскому культурному коду.
На самом деле надо не издавать очередные запретительные законы, а менять саму культуру табакокурения. К примеру, надо сделать так, чтобы стало очень неприличным и позорным закурить сигарету в обществе граждан, предварительно не испросив их на то разрешения. Причем закурить можно только тогда, когда получено разрешение у всех находящихся рядом. Надо добиться того, чтобы окурок (шелуха от семечек, обертка от жвачки и т.д.) бросался не на мостовую или тротуар, а как минимум в урны. И многое, многое другое, что не решит ни один закон, а может решить только все общество – мы с вами все вместе. А курит человек или нет – по большому счету не важно. Важно, чтобы он был человеком. То есть воспринимал чужие проблемы как свои собственные.