Лилия Москаленко
Текстильная индустрия может выйти из стагнации благодаря производству искусственных тканей — это показывает пример европейских компаний. Отечественные текстильщики тоже намерены переориентироваться на продукты из полиэфира
Мировая текстильная отрасль пострадала во время кризиса одной из первых, и до сих пор ее показатели не вернулись к уровню 2008 года. Однако сегодня рынки некоторых стран начинают выходить из долгой депрессии. В первом полугодии 2012 года прирост продаж тканей в странах ЕС составил целых 5%. Самый высокий показатель зафиксирован в Германии — почти 11%! Такого роста отрасль не знала даже в докризисное время. Под натиском текстильщиков из Китая, Турции и Пакистана европейские производители тканей год от года теряли рынок. По сути, выжить им удалось только в узких премиальных нишах, да и то благодаря дотациям от государства. С наступлением кризиса их состояние резко ухудшилось: спрос со стороны швейников упал в разы из-за стагнации на одежном рынке, а издержки возросли в связи с ростом цен на натуральные волокна: например, хлопок только в 2010 году подорожал в два раза.
Нынешний рост европейской текстильной индустрии обусловлен ее переходом с производства тканей для одежды на выпуск промышленных тканей, нетканого полотна из полиэфира.
Не зависеть от капризов моды
«Текстильщикам надо было переориентироваться на выпуск промышленных тканей. Спрос на них куда более устойчив, чем на ткани для одежды», — заявил на недавно прошедшей в Санкт-Петербурге конференции Олаф Шмидт, вице-президент немецкой выставочной компании Messe Frankfurt. Действительно, искусственные ткани имеют куда больше сфер применения, нежели натуральные. Например, технический текстиль востребован в строительстве, автопроме, пищевой промышленности. Экономика искусственных тканей более выгодна благодаря стабильным ценам на базовое сырье — полиэфир, она не зависит от колебаний цен на хлопок и другие натуральные волокна. Да и маржа у этого продукта в полтора-два раза выше, чем у тканей для одежды: технические ткани значительно дороже натуральных, поскольку их производство требует постоянных инноваций. Стабильность спроса на технические ткани связана и с их целевым использованием. «Этот рынок не так капризен, как рынок тканей для одежды, он мало зависит от веяний моды. Потребители технического текстиля всегда ищут решения актуальных проблем, — говорит г-н Шмидт, — например, они говорят: нам нужно сделать автомобиль легче, нам нужен сверхлегкий текстиль».
Поскольку по своим функциональным качествам современный промышленный текстиль практически не уступает натуральным тканям, а зачастую и превосходит их, он активно используется и для оформления интерьеров, а также в производстве мебели. И спрос на такое оформление в посткризисное время начал расти — со стороны отелей, магазинов, дизайнерских и архитектурных ателье и, конечно, частных лиц. «Все, что связано с оформлением интерьеров, чрезвычайно востребовано. Потребители сегодня могут экономить на одежде, но они не хотят экономить на комфорте, на обустройстве своего быта. Это связано с функциональностью современного потребления», — считает г-н Шмидт. По его словам, одна из причин взрывного роста продаж текстиля в Германии — оживление строительной индустрии: в прошлом году в стране были сдано в пользование 120 тыс. новых квартир.
Одежда для дома
Растущий спрос на домашний текстиль сегодня привлекает именитые фэшн-марки, продажи одежды у которых падают. Hugo Boss, Escada уже запустили первые коллекции домашнего текстиля. Массовые марки тоже заинтересованы в этом рынке. К примеру, усиливает подразделение домашнего текстиля Zara Home испанская компания Inditex.
Европейские текстильщики стремятся еще больше стимулировать спрос на оформление интерьеров, регулярно повышая качество продукта. «Современный человек делает покупки редко. Но когда он принимает решение о покупке, он хочет сверхвысокого качества. Поэтому европейские текстильщики ориентированы на люксовый текстиль», — говорит Олаф Шмидт. В последние годы Messe Frankfurt создала для выставки домашнего текстиля Heimtextil дизайнерское бюро, в которое входят ведущие художники из Франции, Японии, США, Бразилии, Германии и Нидерландов. Ежегодно это бюро предлагает тренды развития европейской текстильной индустрии — в переплетениях, фактуре тканей, цветовой гамме. Так, следуя очередности, тенденции на 2013–2014 годы сформировала голландская группа дизайнеров. Под лозунгом «Ты такой, как ты живешь» они предложили не одну тенденцию, как в предыдущие годы, а целых четыре. Например, их исторический тренд апеллирует к изделиям высочайшего ремесленнического качества с аристократическим оттенком. Есть и футуристический тренд, предлагающий инновационные переплетения и неожиданные цвета, и, конечно, экологический, представленный изделиями из биохлопка, а также этнический, с использованием самобытных орнаментов. Все эти тенденции сегодня особенно востребованы в мегаполисах, уставших от технократии и стандартных продуктов.
Чтобы обеспечить новое сверхвысокое качество текстиля, европейские компании хотят быть как можно ближе к производству. Многие из них переносят мощности из стран Юго-Восточной Азии в Восточную Европу, а иногда и в Западную, в непосредственной близости от дизайнерских центров.
Полимеры вместо ивановской бязи
Переориентация на технический текстиль может способствовать и развитию отечественной текстильной индустрии, которая так и не смогла оправиться от кризиса. В первом полугодии 2012 года объемы производства тканей в стране сократились на 3%. Это неудивительно: даже на подъеме потребительского спроса в 2006–2007 годах рентабельность российских текстильщиков не превышала 3–5%, а сейчас она практически равна нулю. Как и европейцам, отечественным компаниям было трудно конкурировать в издержках с производителями из Юго-Восточной Азии, имеющими мощную господдержку. Тарифы на импорт готовых тканей и текстильных изделий были в России невысокими и не защищали отечественных производителей в достаточной мере. Они могли развиваться только в нишах, не требующих дорогих сырья и технологий, прежде всего это постельное белье и ткани для него. С наступлением кризиса прекратилось и это нишевое развитие. Первый удар отрасль получила в связи с почти двукратным падением спроса, которое неизбежно привело к затовариванию складов и еще большему росту затрат компаний. Параллельно взлетели цены на базовое сырье — хлопок. В текстильной отрасли начались банкротства, их не избежали даже лидеры, такие как альянс «Русский текстиль», Волжская текстильная компания. Чтобы выжить, игроки начали переносить наиболее затратные производственные этапы поближе к источникам сырья, прежде всего в Узбекистан.
Сегодня ивановские текстильщики сворачивают производство, предпочитая дистрибуцию готовых изделий из ЮВА. «Текстильная отрасль в России сможет сохраниться лишь в том случае, если она будет переориентирована на принципиально другую продукцию, которая предполагает меньшие издержки и более стабильный спрос, чем спрос на изделия из хлопка», — убежден Василий Гущин, владелец холдинга «Мега».
О перспективах переориентации текстильного производства на технические ткани свидетельствует тот факт, что Россия сегодня потребляет 200 тыс. тонн искусственного волокна в год, в то время как собственных мощностей по его выпуску в стране нет. К тому же в России есть базовое сырье для производства полиэфира — нефть. Да и ивановская администрация уже не первый год говорит о поддержке производителей синтетических тканей, есть и соответствующая федеральная программа.
Однако на деле переориентировать российскую текстильную отрасль на производство искусственных тканей довольно сложно. Производство полиэфира чрезвычайно дорого, ведущий компонент для производства — терефталевую кислоту — приходится импортировать. Срок окупаемости завода по выпуску искусственных волокон — не менее десяти лет. Рентабельность этого производства значительно ниже, чем торговля сырой нефтью, поэтому развивать проекты, связанные с ее переработкой, в текстильной отрасли можно будет только при долгосрочной финансовой поддержке государства.