Центр этнических и национальных исследований Ивановского государственного университета (ИвГУ) и сетевое научное издание «Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований» проводят международную научную конференцию «Город невест»? Брендинг территорий и региональные идентичности (Иваново, сентябрь 2013 года).
В последние годы многие региональные политические и бизнес-элиты включились в процесс создания брендов и ребрендинга городов и регионов, резонно полагая, что от этого зависит имиджевая и потенциально инвестиционная привлекательность. Для этой цели используются разнообразные ресурсы (природные, культурные, исторические и др.), интерпретация которых в повседневных «ритуалах» и «практиках» в конечном итоге формирует региональную идентичность.
Идентификация как семиотический процесс предполагает использование знаковых средств для определения различных сегментов социально-географического пространства. Так, визуальные образы Эйфелевой башни или собора Василия Блаженного используются для маркировки многомиллионных мегаполисов. Устойчивые словосочетания «курские соловьи», «тульский самовар», «торуньские пряники» или «уральские пельмени» указывают на города и регионы с богатым и многообразным историко-культурным капиталом, что вынуждает весьма скептически относиться к ним местных жителей. Некоторые схожие геральдические образы, имеющиеся в разных местах (например, пермский и ярославский медведи), специфически интерпретируются в локальных текстах. За городом Иваново, в котором проводится конференция, на разных этапах его истории закрепились образы русского Манчестера, Родины Первого Совета, текстильного цеха страны и города невест.
Анализ общественного мнения показывает, что даже обширная парадигма различных брендов места не в состоянии в полной мере отразить социокультурный потенциал того или иного региона. В определённой степени образы места способствуют геттоизации регионов. Следует принимать во внимание то, что социально-политический контекст существенно влияет на формирование тех или иных стереотипных символов места. Столичные медиа нередко используют идентификаторы, вызывающие дискуссии в регионах. Так, например, практики репрезентации города Иванова и Ивановской области на российском уровне в новейшей истории страны связаны с ткачихой Еленой Лапшиной и Светланой Курициной, более известной как «Света из Иванова» .
Участникам конференции предлагается обсудить следующий круг вопросов:
- Теоретико-методологические проблемы исследования региональной идентичности
- Глобальное, национальное и локальное в региональной идентичности
- Русскость, российскость, советскость в региональной идентичности
- Оппозиция «свои – чужие» в региональной идентичности
- Регион как «воображаемое сообщество»
- Визуальный аспект региональной идентичности
- «Изобретение традиций» в региональной идентичности: политическое измерение
- Новые медиа как фактор формирования семиосферы региональной идентичности
- Региональный брендинг в России и за рубежом
- Гендерное измерение региональной идентичности
- «О вечно-бабьем в ивановской душе»? Семиотика региональной идентичности в Ивановской области
К участию приглашаются специалисты в области регионалистики, урбанистики, краеведения, истории, культурологии, социологии, политологии, философии, литературоведения, лингвистики, искусствоведения, гендерных исследований.
Материалы конференции будут опубликованы в журнале «Лабиринт», включенном в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и международный индекс «Коперник».