Любовь Алексеевна, в нашем городе Вы известны как администратор организации поддержки творчества детей и молодежи «Атлант», все помнят Вашу инициативу по приглашению для реабилитации в Иваново детей, пострадавших в Цхинвали. Кроме того, Вы заведуете отделом по связи с общественностью и СМИ Центра культуры и отдыха. Поэтому Вам, как никому другому, понятна актуальность темы, которую мы предлагаем Вам для обсуждения: о законе по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, который вступил в силу 1 сентября 2012 года.
- Как лично Вы относитесь к факту принятия такого закона? Можно ли однозначно оценить отношение ивановской общественности к ограничению детей в доступе к информации как положительное?
- С 18 лет я работаю с детьми, именно с этого возраста как молодой педагог часто бываю с творческими коллективами во Всероссийском детском центре города Туапсе «Орленок», который я хорошо знаю с детства, именно в этой «детской стране» создана хорошая система ограничения детей от негативной информации. Здесь сложилась система воспитания ребенка в добрых пионерских традициях, и хотя со временем в стране изменилось многое, начиная от политического строя, стало ничуть не хуже. Современность диктует нам необходимость идти в ногу со временем, и мы должны к этому прислушиваться, но всё делать разумно и взвешенно.
Естественно, мы не сможем создать повсюду такую страну «Орленок», где есть возможность хоть как то оградить детей от потока безумной, порой страшной и негативной информации. Я поддерживаю принятие закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"и надеюсь, что он внесет коррективы в изменение негативного информационного поля, воздействующего на детей, и верю в положительные результаты.
Лично, я как педагог дополнительного образования, узнав об этом законе, стала еще более тщательно подходить к подбору материала, с которым работаю. И практически все родители поддерживают мою позицию. Я стараюсь заниматься с детьми под классическую музыку, композиции патриотического характера. И если мы приступаем к новой работе, то обязательно сначала разговариваем с детьми, подбираем материал и художественную литературу, которая поможет ребенку понять смысл того или иного танца.
Можно, конечно, предположить, что не все воспримут этот закон положительно, но хотелось бы верить, что это будут единицы. Правда, посмотрев комментарии к закону, приходится констатировать, что, как всегда, все новое воспринимается негативно. Понятно, что есть недоработки и нужны дополнения к закону, нужен механизм действия закона, во многом не понятно, как будет осуществляться контроль за его выполнением. Но этот закон необходим. Большая ответственность за контрольными функциями над негативной информацией, врывающейся в нашу жизнь, ложится на общественные организации и объединения.
Пример: буквально на днях была в обычном баре на бизнес-ланче, работал телевизор, где в дневное время (15.00) шла передача по известному развлекательному каналу «СТС» с использованием нецензурной лексики - а в зале находились и дети. Специально присмотрелась, на передаче стоит значок 16+. Что в этой ситуации делать? Я попросила переключить канал, но, увы, мало кто из администраторов бара прислушался. А дети, сидящие в баре, очень внимательно это все смотрели.
- С Вашей точки зрения, возможно ли проконтролировать исполнение этого закона в таком гигантском российском информационном поле: ТВ, сайты, электронные ресурсы. Достаточно ли для этого контроля Роскомнадзора? Хватит ли сил у надзорных организаций, чтобы проверять днем телеканалы, (закрывают ли они черным квадратом или размывают кадры, внушающие детям опасность, переносят ли программы на вечер и т.д.)?
- Еще раз повторюсь. Проконтролировать все Роскомнадзору будет очень сложно. Здесь, я считаю, должны подключиться руководители каналов. Именно на них, руководителей, а также журналистов, режиссеров, редакторов, сценаристов, в общем, всех, кто имеет отношение к выходу материала в эфир, ложится особая ответственность за качество выпускаемых программ. Выполняя этот закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", они должны чувствовать себя педагогами и воспитателями.
- Как Вы считаете, нужна ли доработка этого закона – ведь многие тонкости, в особенности по поводу ограничения вредной информации в интернет-изданиях, не ясны?
- Что касается интернета, то это просто, по крайней мере, сейчас, - не контролируемая система. И тут вся ответственность ложится на родителей, которые должны понимать и ограничивать детей от той страшной информации, которая содержится в сети. Так, например, возьмем социальную сеть «В контакте». Как мы будем ограждать наших детей от тех видеороликов, которые там размещаются? А ведь дети в сети, могу сказать, - чуть ли не с 1-ого класса. Здесь остается положиться на жизненные и моральные принципы людей – создателей информационного поля.
Лично я надеюсь, что многое ненужное и неприятное, а самое главное, зачастую не качественное и не талантливое, а просто сделанное «на скорую руку», исчезнет с телеканалов. И в этом поможет закон.
- Пока общественность смогла оценить некоторые последствия принятия этого закона через телевизионные программы. Однако подразумевалось, что ограничение детей от вредного влияния информации будет происходить во всех сферах. Как Вам видится развитие закона в области, близкой Вам, в культуре: в кинотеатрах, библиотеках, в области использования музыкальных произведений, текстов песен, компьютерных игр?
- В первую очередь могу сразу отметить, что пока на театральных афишах концертных пометок с возрастным ограничением нет. Но я думаю, что в ближайшее время они обязательно появятся. По крайней мере, на тех, создателями которых являемся мы. Так же по мере возможности будет отслеживать маркировки и на других афишах, которые появляются в учреждениях культуры.
Особое внимание нужно сегодня уделять и сценическому репертуару, в особенности, детскому. Неоднократно сталкивалась на конкурсах с такими коллективами, которые например, танцуют под фонограммы Верки Сердючки: «А я иду такая вся в Дольче Габана» - весь зал в восторге, родители радуются, а маленькие дети изображают взрослых и вторят им: «Дайте ж пачку сигарет». А их педагог потом возмущается, и не тем, что детям бурно аплодировали, когда они «завели» весь зал, а тем, что они при этом проиграли.
С чего начинать в этом случае? Конечно, с себя. Прежде всего, педагог, занимающийся с детьми, как воспитатель и выразитель эстетических критериев должен быть грамотен. Ведь это воспитатель сначала должен научить своего подопечного своему делу, а потом помочь выбрать учебное заведение для профессионального образования.
У каждого исполнителя, в зависимости от возраста, должен быть свой репертуар. К сожалению, рвение педагогов к взрослой «попсе» диктует и настрой детей. Да, под эти песни перед телевизором они здорово танцуют, но на то и педагог, чтобы привить вкус, воспитать творческого исполнителя, создать атмосферу, заинтересовать, научить культуре музыкальной и сценической. Репертуары творческих самодеятельных коллективов сегодня действительно далеки от совершенства. И в этом направлении считаю закон надо доработать. Нам необходимо сегодня вновь научить зрителя думать, созерцать прекрасное, знакомить с шедеврами классической и народной музыки.
Так же нужно поработать над музыкальным репертуаром школьных дискотек и мероприятий, которые проходят в учебных заведениях. Во многом эффективность работы этого закона зависит от учителей и педагогов, с которыми в этом направлении надо начинать вести позитивный диалог.
- Вы работаете в общественной организации для детей и молодежи. Как Вам видится, что нужно предпринять профессиональным сообществам в сфере культуры, чтобы помочь в продвижении этого закона. Насколько это актуально? Насколько это реально?
- Соглашусь с Вами, на базе общественных организаций можно создать сообщества, которые взяли бы на себя миссию продвижения этого закона. Думаю, что здесь необходимо вести диалог и с административными ресурсами в сфере образования, культуры и молодежной политики. Необходимо правильно разработать социальную рекламу этого закона, разъяснять людям на доступном уровне необходимость этого закона и их активную роль в эффективности его применения. Люди должны понять необходимость этого закона.
- Как Вы считаете, нужна ли доработка этого закона – ведь многие тонкости, в особенности по поводу ограничения вредной информации в интернет-изданиях, не ясны?
- Доработка нужна, особенно в сфере Интернета. И я уже не раз это отмечала.
- Любовь Алексеевна, что Вы думаете о том, что при принятии этого закона не учитывалась добросовестность родителей при ограничении доступа к вредной детям информации. Ведь не секрет, что большинство мам и пап не отслеживают даже исполнение маркировки 12+, 16+ и т.д., не говоря уже о том, что компьютерная грамотность многих родителей не позволяет контролировать им своих чад, использующих бесчисленные интернет-ресурсы?
- Добросовестность - это как один из пределов осуществления гражданских прав. И все мы это должны учитывать, когда создаем законы и когда мы их исполняем. Добросовестность – это внутреннее содержание человека, которое воспитывается с детства.
И еще хотелось бы сказать: не надо все новое воспринимать буквально и с неприятием! Стоит отметить и сказать: кто отрицательно отреагировал на данный закон, возможно, еще плохо понимает, что наших детей атакует информация, которая им просто не нужна. Мы должны, как можно чаще, с ними говорить о прекрасном, о подвигах и победах, в примеры приводить тех людей, которые действительно заслужили своими положительными поступками, чтобы о них «кричали» с телеэкранов, писали в газетах, рассказывали в интернете. Не в пример дню сегодняшнему, когда, чтобы стать знаменитым надо сделать, что-то плохое. И это плохое пойдет в первых строках новостей и прочих передач. А вот зачастую положительная информация пиарщикам и журналистам не нужна. Зато это очень нужно нашим детям, да и не только детям. Мы мир создаем сами, и в наших силах что-то в нем изменить, создать положительную ауру. Пусть будет сложно, но информационное поле нужно менять! И этот закон - первый шаг к переменам, которых не надо бояться. Дети - наше будущее, и сегодня надо работать на него.