С конца августа РЖД останавливает движение 30 пригородных поездов. Причиной послужили «критическое финансовое положение и угроза ликвидации пригородных операторов из-за недостатка компенсации убытков со стороны регионов». В Госдуме в законности закрытия железнодорожного сообщения усомнились. Парламентарии обратились к премьеру Дмитрию Медведеву, главе РЖД Владимиру Якунину и генпрокурору Юрию Чайке с просьбой разобраться. Авторы обращений уверены, что из-за приостановки пригородного сообщения в регионах может произойти социальный взрыв.
Инициатор запроса, глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев приводит в пример Тверскую область.
— В районных центрах работы нет, поездки в Москву — единственный способ для многих жителей заработать. Железнодорожным сообщением регулярно пользуются студенты. В теплое время за город потянется бесконечная вереница дачников, которые будут неистово штурмовать электрички, — объясняет коммунист.
В Госдуме просят проверить финансовое положение ряда регионов. «На самом ли деле существует нехватка денежных средств, необходимых для обеспечения полноценного движения и количества электропоездов?» — высказывает сомнения в письме генпрокурору Соловьев.
В списке должников числится не только Тверская область: не платят Вологодская, Новгородская, Псковская, Мурманская и Республика Карелия. С 23 августа к ним присоединились Белгородская, Воронежская, Курская, Тамбовская, Саратовская и другие области. Рассматривается вариант снижения объемов перевозок в Вологодской, Костромской, Ярославской, Ивановской областях и Республике Коми.
В пресс-службе РЖД заметили, что пассажирооборот пригородного железнодорожного транспорта в регионах составляет от 5 до 30% от общего пассажиропотока, но на данный вид транспорта выделяется лишь от 0,01 до 0,7% денежных средств. Руководство компании обращалось к должникам с 2010 года, реакции, как говорят в РЖД, так и не последовало.
Однако по итогам совещания по планированию долгосрочной политики на железнодорожном транспорте в Белом доме стало очевидно, что с 2014 года финансовая ответственность целиком упадет на региональную власть. Вероятно, ее представителям придется возвращать долг самостоятельно и искать пути рационального распределения средств.
Правда, как утверждают в РЖД, некоторые региональные должники уже решили вступить в переговоры по ликвидации долга, поэтому было решено отменить с 23 августа не 50, а 30 поездов разных направлений.
В Тверской области заявление КПРФ считают надуманным. Министр транспорта области Андрей Суязов заявил «Известиям», что ситуация не является катастрофической, в Тверской области сейчас действуют 24 пригородных маршрута, обслуживаемых тремя пригородными пассажирскими компаниями.
— Сейчас есть вопросы по маршрутам, обслуживаемым Северо-Западной пригородной пассажирской компанией, — их всего три, они проходят по территории Тверской и Новгородской областей. По договору с этой компанией, который был подписан в 2011 году, она не имеет права в одностороннем порядке прекратить обслуживание маршрутов. На сегодняшний день они продолжают работать. 24 июля в Бологое прошло совещание, в котором приняли участие представители обоих регионов и транспортной компании. Обсуждались разные варианты: сохранение маршрутов, их оптимизация, замена альтернативными видами транспорта, например автобусами, — рассказал Суязов.
По его словам, тверским правительством внесены изменения в региональный бюджет — выделено 15 млн рублей на компенсацию выпадающих доходов по всем пригородным маршрутам.
— В то же время мы понимаем, что некоторые маршруты безболезненно можно заменить автобусным сообщением, — заключил министр.
Глава тверского отделения «Справедливой России» Алексей Чепа подтверждает, что серьезных транспортных проблем область не испытывает, но есть другие.
— У региона во многих отраслях колоссальные задолженности, особенно в ЖКХ, — более 1 млрд рублей. Разобраться в проблеме обещал лично президент, — отмечает он.