Из ЖЖ игумена Виталия (Уткина)
Главное наше расхождение с церковными либералами – это вопрос о месте государства в жизни христианина. Для них государство – это нечто чуждое Церкви. А вот, что говорит нам апостол Павел в послании к Римлянам: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они — Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать — подать; кому оброк — оброк; кому страх — страх; кому честь — честь» (Рим. 13, 4-7) Для меня парадигмальным является постановка вопроса о государстве в византийской (точнее – ромейской) традиции. Вот текст одной из рождественских стихир: "Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста: и Тебе вочеловечшуся от чистыя, многобожие идолов упразднися. Под единем царством мирским гради быша, и во едино владычество Божества языцы вероваша. Написашася люди повелением кесаревым: написахомся вернии именем Божества, Тебе вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе". То есть Римская империя, римская государственность, протянувшаяся в своем праве, в своих институтах вплоть до настоящего времени – некое условие христианской миссии, приведения людей в Царство Божие. Государство не просто не дает земле превратиться в ад. Это некая внешняя оболочка, внешнее орудие Церкви. На самом же деле смысл ромейской симфонии не в том, что государство и Церковь не вмешиваются в дела друг друга, а в соотнесении государства и Церкви как тела и души в человеке. Душа, конечно, может быть без тела – но это не будет полностью человек. Более того, такое состояние души является ненормальным и временным – только между смертью и всеобщим воскресением из мертвых. Государственное регулирование, государственное принуждение оказывается очень важным сдерживающим фактором, предотвращающим соблазны. Мне в свое время, когда я немного занимался наследием митрополита Никодима (Ротова) в «Журнале Московской Патриархии», встретилась его фраза (передаю содержание по памяти): «В СССР человек огражден от очень многих греховных соблазнов, которые есть на Западе». Кому-то эта фраза может очень не понравиться, можно начать долго говорить о свободе и т.д. Но человек слаб, греховен. Ему необходим внешний сдерживающий фактор. Для этого есть государство. А вот внутри него, когда созданы внешние ограждения от греха, действует Церковь.
Кто-нибудь спросит – а где здесь любовь, в государственном принуждении? Отвечу. Это любовь хирурга. Хирург может тоже пускать розовые сопли по поводу негуманности ампутации ноги, пораженной гангреной. Но, если он не отрежет эту ногу – погибнет весь организм. Поэтому – надо резать, проявляя любовь и спасая целое.