Ремонт костромского моста начнут в конце марта - начале апреля следующего года, едва сойдет снег. К этому времени необходимо провести все обследования, составить сметы, закупить материалы и выбрать подрядчиков. Закончить ремонт обещают уже к июню-июлю 2013-го. Об этом сообщила замгубернатора Наталия Подкопаева. А конкурсы пройдут в текущем году, как только будут готовы сметы, обещает сити-менеджер Костромы Виктор Емец.
Ранее ремонт был запланирован на нынешнее лето. Однако специалисты, детально изучившие ситуацию, рекомендовали использовать более современную технологию, а мост дополнительно проверить на предмет выявления дефектов, чтобы устранять все скопом. Обследование, в частности, показало, что не лишним будет инжектирование всех трещин и стыков, которые удерживаются при помощи клея. На момент строительства такой способ скрепления, предложенный одним из местных предприятий, был последним словом техники в этой сфере. Сейчас состояние стыков удовлетворительное. Но лучше все закончить разом и в ближайшее время к этому не возвращаться, считает Виктор Емец. Между тем на ремонт стыков потребуется 60 миллионов рублей в дополнение к 78 миллионам, предусмотренным на ремонт в областном бюджете на 2012 год.
Новая технология, по которой решили ремонтировать мост, давно апробирована в Европе, включая Скандинавию, где климат сравним с регионом. В этом году ее применили также в подмосковном городе Электростали. Специалисты из Костромы выезжали туда, чтобы увидеть все на месте, и остались довольны. Ремонт по классической технологии занял бы до трех лет, и все это время одна из полос для движения по мосту должна оставаться перекрытой. Новый метод позволяет уложиться в два-три месяца. В частности, используемый при этом литой асфальтобетон защитит покрытие моста и металлоконструкции от воды, пескосоляной смеси и различных химических элементов и снижает нагрузку на сооружение до 70 килограммов на квадратный метр.
Ремонт костромской переправы мог занять до трех лет, а новый метод позволяет уложиться в пару месяцев
- Если технология нам понравится, будем ее применять и при ремонте других автотрасс, - говорит Виктор Емец. - Литой асфальтобетон с применением прорезиненных компонентов, используемый в качестве покрытия, не так пропускает влагу. А ведь из-за нее в условиях наших зим с переменчивой погодой быстро разрушаются дороги: просочившаяся через трещины талая вода, замерзая, разрывает асфальт.
Мост через Волгу в Костроме активно используют не только костромичи, но и водители, следующие через город в направлении Кирова. Именно транзитный транспорт становится одной из причин постоянных пробок на мосту и примыкающих улицах.
О необходимости строительства объездной дороги и второго моста говорят уже не один год. Денег на это у региона нет, но их пытаются найти. В частности, область направила в Росавтодор конкретные предложения по передаче в федеральную собственность трассы на Киров (это одно из условий финансирования строительства объездной дороги вокруг Костромы), сообщила Наталия Подкопаева. Но этот процесс длительный, и до закладки первого камня ремонт имеющегося моста уже должен закончиться.
Пока же будут идти работы, в городе введут ограничения на проезд транзитных автомобилей. Как пояснил сити-менеджер, они смогут пересекать Волгу разве что ночью. Днем приоритет отдадут городскому транспорту, грузам социального значения (например, продуктам, лекарствам) и личным машинам костромичей, которым нужно перебираться с одного берега на другой. Планируется также открыть за Волгой подстанцию "скорой помощи", пожарную часть и базы других оперативных служб, которые в любом случае необходимы районам правого берега.
Наталья Подкопаева заверила, что транзитным водителям предложат маршруты объезда, которые совместно разрабатывают управления ГИБДД Костромской, Ярославской и Ивановской областей. Но уже ясно, что попасть на другой берег Волги можно будет по мосту, соединяющему Кинешму и Заволжск в Ивановской области, или в Чувашии по плотине Чебоксарской ГРЭС. Оба варианта ощутимо удлиняют дорогу.
Тем временем власти города и региона обещают подумать над альтернативными вариантами транспортировки жителей областного центра с одного берега на другой. Впрочем, о паромах, которые действовали до появления моста, речи не идет.
- Это не решит проблему, - считает Виктор Емец. - Например, паром в Красном-на-Волге принимает на борт от силы 20 машин, а один рейс туда и обратно длится полтора часа.
Не рассматривается, по словам сити-менеджера, и вариант с обустройством понтонной переправы: она станет помехой теплоходам и баржам. Зато не исключена организация движения электрички между станцией Кострома Новая и расположенной за Волгой платформой Малышково. Но заодно придется изменить и маршрутную сеть городского транспорта на правом берегу. Сейчас от ближайшей к платформе остановки автобуса можно доехать без пересадки лишь в часть заволжских районов.