На вопросы журнала «1000экз.» ответила Елена Сесягина,
председатель Некоммерческого партнерства «Объединение организаций, управляющих недвижимостью «Стратегия»
В Иванове сложилась непростая ситуация с вывозом мусора. Как вы считаете, почему?
Потому что в Иванове до сих пор не решена давняя проблема с несанкционированным складированием бытовых отходов. Только если раньше эти отходы образовывали стихийные свалки в самых неожиданных местах, то теперь их чаще всего складывают около контейнерных площадок, которые оборудованы управляющими компаниями для жителей многоквартирных домов. Как правило, жители частного сектора несут свои бытовые отходы на ближайшие контейнерные площадки. Зачастую так же поступают сотрудники магазинов и производственных предприятий. Между тем, объем контейнеров рассчитан согласно нормативам, только на потребности жителей близлежащих домов, а мусор вывозится за счет средств собственников многоквартирных домов специализированными организациями, с которыми заключили договоры, управляющие компании. В том, чтобы вывозить сверхнормативные отходы за свой счет, не заинтересованы ни те, ни другие.
А почему проблема обострилась именно сейчас?
Я считаю, ее обострили искусственно. Чтобы ликвидировать стихийные свалки, с 2008 по 2011 годы МУП «САЖХ» устанавливало в частном секторе бункеры-накопители, куда жители частного сектора складировали свои твердые бытовые отходы (ТБО) и крупногабаритные отходы (КГО). Но после того как управляющие компании расторгли договоры на вывоз бытовых отходов с МУП САЖХ (заключив их с ООО «Подворье»), бункеры почему-то были убраны – несмотря на то, что установка этих бункеров и вывоз отходов осуществляются за счет средств, выделенных из городского бюджета на ликвидацию стихийных свалок, и никогда не оплачивались управляющими компаниями. Чтобы было понятно, о каких суммах идет речь, приведу несколько цифр. Согласно отчету главы администрации г. Иванова о результатах своей деятельности и деятельности администрации города Иванова, в 2011 году были выполнены работы по ликвидации стихийных свалок в объеме 12,6 тысяч кубометров на сумму более 4,2 млн рублей (в 2010-м – 8,6 тысяч кубометров на сумму 3,1 млн рублей).
Когда же управляющие компании обратились в городскую администрацию с просьбой вернуть бункеры на прежние места, они получили в ответ предложение заключить договор на установку и вывоз бункеров-накопителей. Где логика, мы не понимаем.
Городские власти говорят о неспособности ООО «Подворье», входящего в ваше партнерство, справиться с вывозом мусора. В чем причина?
ООО «Подворье» в состоянии вывезти все образовавшиеся отходы, вопрос о том, кто оплатит эту работу. На вывоз сверхдоговорных объемов без оплаты «Подворье» совершенно справедливо не соглашается (а это как раз бытовые отходы жителей частного сектора, гаражных кооперативов, коммерческих предприятий, строительный мусор и т. д., который несанкционированно складируется рядом с контейнерными площадками). Кроме того, на сегодняшний день у предприятия есть должники, которые не выполняют свои обязательства в полном объеме.
Каковы пути решения «мусорного» вопроса? Или все закончится взаимными обвинениями в бездействии?
НП «Стратегия» видит два пути решения данной проблемы. Первый можно назвать административным: муниципалитет, как и в предыдущие годы, выделяет средства из городского бюджета на ликвидацию стихийных свалок, вывоз мусора после проведения субботников и распределяет их между МУП САЖХ и ООО «Подворье» пропорционально вывозимым договорным объемам. По нашим оценкам, это 80% на 20%. В 2012 году на ликвидацию стихийных свалок и вывоз мусора после проведения субботников в бюджете города заложено около 10 млн рублей, и если ООО «Подворье» получит около 2 млн рублей, то за счет этих средств проблема ликвидации стихийных свалок на обслуживаемых ими территориях будет решена.
Второй путь решения «мусорного» вопроса кажется нам более продуктивным. НП «Стратегия» разработала комплекс мероприятий и направила его на рассмотрение областному правительству и администрации города Иванова. В частности, мы предлагаем создать комиссию из всех заинтересованных сторон, в которую должны войти представители НП «Стратегия», МУП САЖХ, управлений администрации города, бизнеса, жителей частного сектора. Сначала комиссия разработает порядок выявления всех пользователей услуги «Сбор, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов» (это жители многоквартирных домов, частных домов, предприятия и организации различных форм собственности), сформирует реестр пользователей с указанием объемов образуемых отходов. Затем совместными усилиями будут определены места под новые контейнерные площадки. В соответствии с составленным реестром все пользователи будут закреплены за конкретными площадками – либо оборудованными ранее, либо новыми. Вновь выявленные потребители должны будут заключить договоры на вывоз мусора со специализированными организациями.
Кстати, о договорах. В настоящее время специализированные организации заключают договоры на вывоз мусора по нормативам, установленным на 3 года постановлением главы г. Иваново от 2006(!) года, хотя, по утверждению специалистов МУП САЖХ, объем образуемых отходов в городе с тех пор вырос на 86%! По нашему мнению, требуется срочно пересмотреть нормативы и заключать договоры с учетом новых.
Мы считаем, что оплачивать вывоз бытовых отходов и строительного мусора должны все, кто их производит: жители многоквартирных домов и частного сектора, предприятия и учреждения, а не только законопослушные граждане и предприятия, заключившие договоры на сбор и вывоз мусора. Уверена, совместная работа в предложенном нами направлении позволит решить проблему сбора и утилизации бытовых отходов на территории областного центра.