Последние
новости

Иеромонах Макарий (Маркиш) о диалоге верующих и неверующих

4 мин
06 августа, 2012
Протоиерей Всеволод Чаплин в интервью газете «НГ-Религии», в частности, сказал:
«Этико-религиозные традиции отличаются друг от друга. При этом большинство из них отличны от этики секулярной. Можно спорить, хорошо или плохо это разделение, но оно всегда было и всегда будет одной из характеристик человеческого общества. Универсальная мораль невозможна в принципе, потому что не будет разделяться большинством населения Земли.
Различия, о которых я говорю, могли бы быть названы несущественными, если бы они не определяли разные модели построения семьи, коллектива, локальной общности, народа, государства, экономики и т.п. Следствием осознания этого различия должна быть не попытка игнорировать его или переделать непеределываемое, но отказ от монополии любой из этических систем на формирование общественного устройства. Нам нужно научиться жить пусть даже в параллельных реальностях, при этом находя точки соприкосновения в делах, работающих на общую пользу.
Да, верующие разных религий и неверующие строят разные общества. Когда они преобразуют окружающий мир или протестуют против чего-то, у них перед глазами разные идеальные модели того, как должен быть устроен мир во всех его аспектах – от государственного строительства до искусства. Как раз признание этой разности, отказ от монополии, многоукладное общество является выходом из ситуации войны всех против всех. Я надеюсь, что диалог религии и секуляризма поможет из такого тупика выйти. Только в этом диалоге не должно быть предварительных условий. Даже таких, которые кажутся очевидными для верующих, например: откажитесь от жесткой критики наших общин и учений. Или для неверующих, например: признайте светский характер общественного устройства. От всех предварительных условий надо отказаться. К чему мы в результате диалога придем, наверное, сегодня не знает никто».
«Возможен ли и желателен ли, на ваш взгляд, такой диалог без предварительных условий? Может ли он принести благие результаты? Не приведет ли к расколу общества на непримиримые противоборствующие группы?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:
Это вопрос философский, потому что социальные процессы и процессы общественного сознания неуправляемы. Ими не управляет ни государственная власть, ни Церковь. Мы только пытаемся понять происходящее и оценить с точки зрения добра или зла по шкале существующих ценностей.
Если говорить о диалоге, то важно правильно понимать значение этого слова. А оно имеет два принципиально разных значения: первое – это контакт, взаимодействие, общение. А второе – это торговля, компромисс. Иными словами, диалог может обернуться беспринципной и бессовестной торговлей.
Так вот: никакой торговли и коммерческих целей христианское сознание в этой сфере нравственности не только не признает, но даже не рассматривает. Ибо нравственность и вертикаль добра и зла дана нам Господом, и мы Ему одному служим.

А что касается диалога как общения и контакта, тут, само собой, ответ будет положительный, но такой диалог всегда был между частями общества, иначе не бывает. Более того, нынешние усилия врагов Церкви направлены на разрыв этого диалога, недопущение этого взаимного контакта.
А общение не только благотворно для общества, так как ведет к благополучному образу жизни, но и несет христианско-миссионерские ценности. Поскольку люди, которые еще не пришли к Церкви, не имеют укорененных христианских взглядов, неодобрительно относятся к Церкви, дезориентированные, в результате такого диалога часто расстаются со своими заблуждениями. Они обнаруживают новые интересы и вначале меняют свое отношение на заинтересованное, а потом становятся верующими христианами.
15 декабря 2024
Все новости