На "Однако"вышла статья , собравшая множество откликов. Статья о проблемах семьи. Вернее это даже первый залп из грядущей очереди статей, т.к. полно осветить такую проблему в рамках одного текста невозможно. К сожалению, и жанр комментария не даёт возможности ответить на статью столь же основательно.
Вначале попытаемся осмыслить определения. Заимствую анализ определений из любезно предоставленной гуглом социологической статьи: "Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью[3, c. 515–516]. С. И. Ожегов определяет семью как группу живущих вместе родственников. При этом семья, люди, живущие вместе, их хозяйство, а также квартира, являются домом. Домашним считается все, что относится к дому, семье и частному быту[10, c. 58, 194]. По мнению Л. А. Колпаковой семья – это социальная группа, члены которой объединены юридическими либо фактическими брачными отношениями, отношениями родства или свойства, взаимными правами и обязанностями, вытекающими из семейных правоотношений, общностью быта и эмоционально-психологическими связями..."
Беглого взгляда достаточно, чтобы понять: семья - это кровное родство, это биологическая связь. Вспомните о семейном древе. О родословной. Является ли ваш славный предок, которого вы никогда не видели, членом вашей семьи? Конечно. Да мы и по факту несём эту принадлежность в подавляющем большинстве. В своей фамилии.
Вот моя фамилия - "Евтихиев". Имя Евтихий присутствует в списках первых поселенцев, колонизировавших тамбовскую землю в XVII веке. Семья не донесла ни легенд, ни преданий об этой личности, и я даже не уверен, что это именно тот Евтихий. Но фамилию я ношу, и где бы я ни был - постоянно ищу контакта с родной мне тамбовской землёй. Хотя были шансы устроится в Воронеже, Москве и даже в логове идеальной демократии.
Посмотрите и на свои фамилии, Ивановы, Кузнецовы, Кроткие ... За каждой из них - история и судьба, тесно вплетённая в историю всей страны. Это кто-то из наших предков выгнал из Кремля поляков. Кто-то из нас остановил под Москвой именно тот танк, который мог форсировать русло канала до его затопления и прорваться в город. Впрочем, в роду есть и самоубийцы, и неудачники, и даже преступники. Из глубины веков их судьба предостерегает нас от гнева, поспешных действий и заставляет молиться особым чином и даже испытывать раскаяние, может быть, недочувствованное нашими предками при жизни. Но выкинуть их из своего рода невозможно. И нет у них защитников, кроме детей.
Чувствуете, о чём я говорю? Чувствуете. Это голос крови. Не ген. Именно крови - постоянной циркулирующей в пространстве и времени непрерывной жизни.
Вывод 1: Семья - это не просто объединение людей, а объединение людей, признающих свою родственность.
В чём же смысл "семьи"? Смысл семьи - как раз в обеспечении этой циркуляции. Это логично, раз проистекает из определения, не правда ли? Для секса организовывать семью уже давно не надо (а надо ли было когда-либо?). Для секса достаточно зарегистрироваться в соцсети. К тому же для секса немаловажны и эксперименты: блондинки, толстушки, близняшки, азиатки, школьницы, свой пол, козы, сосновая доска - разнообразие так разнообразие, не правда ли? Едва ли семья будет способствовать сексуальному разнообразию. Это скорее ограничивающий фактор.
Или возьмём продолжение рода как конкуренцию биологического материала. Но и для продолжения рода лучше подходит продукт генной инженерии (а ля Киркоров) или же выбрать себе отпрыска, которого угораздило вырасти в более сильную и умную личность. Тут опять выбор нужен (может быть, у любовницы мужичок вырастет посильнее и посмышлёнее?). А в семье такого выбора не достичь. Кто родился - тот и продолжатель.
А вот для продолжения рода, для того, чтобы "хакнуть смерть" ни один общественный институт, кроме семьи, не годится.
Один из моих дедов был учителем в школе, и о нём наверняка помнят его ученики (если ещё живы). Другой был председателем колхоза, и при нем были проведены и мелиорационные работы, и пруд вырыт, и роща выросла, но будут ли его помнить по имени? Вопрос. А я, даст Бог, и своим внукам расскажу и про первого, и про второго. Все то, что знаю. Весь тот сухой отжим, который высшей мудростью звучит из организма, мозг которого по всем логическим законам не способен таковой произвести.
Вывод 2. Семья не дублирует ни один социальный институт и не дублируется ни одним другим социальным институтом.
И, вот, вооружённые этими выводами (которые можно оспорить, если заблагорассудится), давайте приступим к вопросу об инспекторах, комитетах и необходимости вмешаться в семью.
Возможно ли вообще вмешательство в семью? Конечно, возможно. Каждый из нас является субъектом права. Каждый из нас имеет обязанности. И, разумеется, за первым и вторым должно наблюдать государство.
Какой же общественный институт следит за законностью? Комитеты и инспектора? Нет. В обществе этим занимается милиция (омг) полиция. Только вот беда: государство не имеет возможности постоянно следить за каждым гражданином, чтобы он чего-нибудь не накосипорил. Ведь если бы такая возможность была, то больше смысла было бы не в предотвращении плохого питания ребёнка, а в предотвращении насилия против этого ребёнка, похищения, убийства. Кроме того, люди, работающие в полиции, для предотвращения преступлений руководствуются специальными правилами, проверяются службами и институционально ограничены в действиях нарушающих свободы - в том числе и преступников по тяжким преступлениям.
Ещё одной сферой, где пересекается общество и семья, является социализация. Ведь кроме того, что мы являемся частью рода, мы ещё и нации принадлежим, и классу, и конфессии. Кто же занимается социализацией новых членов общества? Комитеты и инспектора? Нет. Образованием и воспитанием занимается школа и внешкольные организации для детей и юношества. И эти люди тоже, к сожалению, не идеальны. Поэтому они ограничены законом, проверяющими органами. Хорошо ли, плохо ли организована работа, - отдельный вопрос, который мы тоже пытались обсуждать недавно на "Однако"в отношении ВУЗов.
И есть ещё одна проблема, упомянутая в статье, - здоровье и "традиционная медицина". Однако и здоровье ни комитеты ни инспектора контролировать не в состоянии. А котролируют его сеть поликлиник и обязательные медосмотры, организованные при той же школе, при тех же внешкольных учреждениях. У каждого человека есть карточка и участковый врач. Как эта система работает - отдельный вопрос. Но эта система работает.
Таким образом, в государстве уже есть система надзора за:
1) здоровьем (поликлиники);
2) социализацией (образовательные учреждения);
3) законопослушностью (полиция).
Чего же ещё государству надо? Если какое-то звено работает слабо - необходимо улучшать работу этого звена.
Вывод 3: У государства уже имеются все инструменты для контроля и коррекции своих граждан.
Так что же остаётся комитетам и инспекторам? А им остаётся то, что мы видели в определении, - родственная связь. И определять эту родственную связь будут люди, едва знакомые с конкретной семьёй. И их первейшей задачей будет именно ломать эту родственную связь. Вынимать детей из их родовой памяти.
Этот комитет убьёт саму возможность вековой памяти - хотя бы потому, что он будет главнее папы и мамы.
Участковый милиционер не имеет права интересоваться тем, что у вас на обед. А может, вы поститесь. А может быть, вы на семейном совете решили, что все деньги в этот сезон уходят на приобретение чего-то важного и дорогого, а не на фрукты. Не участкового это дело. Это ваша жизнь.
И классная руководительница не будет вмешиваться в вашу программу закаливания. Это не её дело.
И участковый врач, услышав "Спаси Господи", не будет испуганно делать дополнительные тесты на умственную полноценность.
Всё это - функция семьи и только её. Причём не семьи как социального института, а каждой конкретной семьи.
Собственно, это и есть главный вывод.
Комиссиям и инспекторам будет просто нечем себя занять, кроме как уничтожать семью.