А. Смирнова
Довольно много копий сломано по поводу того, кто и что должен сделать в отношении сохранения символа нашего города – колокольни Воскресенского собора.
Местные чиновники заняли простую и понятную позицию: колокольня – федеральная собственность, стало быть, пусть ей федеральные власти и занимаются.
А вот мнения по этому поводу Министерства культуры нам пока слышать не приходилось.
Что же, сегодня мы можем восполнить этот пробел. Вот выдержка из ответа на обращение по поводу состояния шпиля колокольни из Министерства культуры РФ, подписанного руководителем Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия Г. И. Сытенко (орфография и пунктуация сохранены):
Информация о состоянии колокольни, изложенная в обращении, вызывает обеспокоенность Министерства культуры Российской Федерации, которое полностью разделяет Ваше мнение о необходимости принятия мер по недопущению нарушений действующего законодательства об охране культурного наследия в отношении указанного объекта культурного наследия.
Учитывая, что в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» осуществление полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в данном случае Департаменту культуры и культурного наследия Ивановской области.
В связи с вышеуказанным, обращение направлено в Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области с просьбой информировать Вас и Департамент контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия Минкультуры России о принятых или принимаемых мерах по сохранению (выделено мной – А.С.) данного объекта культурного наследия.
Вот так…
Обеспокоены, но сами делать ничего не хотят, кивают на Ивановский департамент.
Надо сказать, что господа из Минкульта лукавят.
Смотрим № 73-ФЗ http://base.garant.ru/12127232/ :
Статья 9.1. Полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации
1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации):
1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности.
2) государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, за исключением:
ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия;
согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны;
выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.
Тут необходимо оговориться, что Федеральным законом от 6 ноября 2011 г. N 301-ФЗ действие подпункта 1 пункта 1 статьи 9.1 приостановлено с 1 января 2012 г. до 1 января 2015 г.
Таким образом, субъектам РФ оставили лишь полномочия по охране (да и то не все), а никак не по сохранению объектов культурного наследия.
Не буду загружать читателей БК обширными цитатами из закона, пытаясь объяснить разницу между этими понятиями, скажу лишь, что проектные, противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы — это как раз сохранение объекта.
Это не значит, что Ивановский департамент должен сидеть на попе ровно и ждать, пока Министерство культуры само соизволит включить колокольню в список программы «Культура России» и выделит необходимые средства на проект и реставрацию. Ведь им остались полномочия по охране, т. е. они должны были контролировать состояние колокольни и своевременно информировать Министерство о плачевном состоянии металлоконструкций шпиля.
Как утверждают местные чиновники , они делали это неоднократно, но ответа на свои обращения не получили. Только что-то верится в это с трудом. Мне, рядовому гражданину РФ, Министерство ответило, как положено, в 30-дневный срок (пусть хоть и отпиской, но все же), а их проигнорировало? ЧуднО.
На прошлой неделе на сайте МС появилось сообщение о том, что департамент культуры Ивановской области направил обращение в адрес министра культуры РФ В. Мединского «с просьбой высказать позицию министерства для формирования единого мнения о юридических механизмах выбора ответственного подрядчика для проведения ремонтно-реставрационных работ колокольни Воскресенского собора г. Шуи». В это же самое время Минкульт информирует граждан, что он тут ни при чем, и все решать должны на областном уровне…
У меня уже довольно давно возникло ощущение, что чиновники основные усилия тратят на то, чтобы найти законные основания для собственного ничегонеделания. Вот сейчас начали вроде шевелиться – для начала решили выяснить границы ответственности. А пока у них этакий междусобойчик, время идет. Следует иметь в виду, что даже выделение денег из федерального бюджета – это хотя и большое достижение, но еще не гарантия благополучного разрешения ситуации.
Взять хотя бы важню (возовые весы на рынке). Деньги федеральные власти на проект реставрации выделили, конкурс провели (подведение итогов было 21 июня 2012 года)…
Да только провалился он .
Судя по протоколу, желающих разрабатывать научно-проектную документацию на реставрацию развалин не нашлось. Можно гадать о причинах, по которым конкурс не состоялся – может быть, с учетом сегодняшнего состояния важни, денег было выделено слишком мало, а может, просто не решился никто на такую работу, ведь проект придется делать по оставшимся руинам и по старым фотографиям, поскольку кровля стараниями «Ивановореставрации» утрачена – в любом случае ясно, что такой подход не дает необходимых результатов и неэффективен. Но это уже вопрос к нашим законодателям.
Колокольню меж тем благополучно выставили на конкурс «Чудо России 2012». Вот только долго ли простоит это наше чудо? И не превратится ли однажды в чудище, пугающее горожан и немногочисленных туристов своим видом, да к тому же (не дай бог, конечно), унесшее чью-то жизнь?