…Духовный заряд священства, его работоспособность в огромной степени зависит от личности правящего архиерея. Священник и его семья находятся в полной зависимости от архиерея. От плохого священника прихожанин может уйти в другой приход, а от плохого архиерея священнику деваться некуда.
Я стал священником в 50 лет, до этого был директором техникума, педагогом. Став настоятелем прихода города Семёнова, поддерживал и развивал в прихожанах инициативу на добрые дела, поддеживал любую инициативу, которая не во вред Церкви. Приход сложился большой и дружный: катехизаторские курсы, воскресная школа на 300 детей, военно-патриотический клуб, приходская газета, семейный клуб, православные летние детские лагеря, православная классическая гимназия. Был в то время в епархии мудрый, молитвенный митрополит Николай (Кутепов), очень строгий и любящий отец. Он был очень доступен и для священников, и для прихожан. Минимум два дня в неделю он принимал приходящих к нему людей. Его любили и боялись огорчить.
Сменил его молодой владыка, ныне митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов). У него сильная воля, но в то же время капризная и своенравная. Бессердечный человек. «Если преобладает воля, то это всегда сопровождается односторонним направлением, упорным, не внимающим никаким доводам, – там душа не слушает никаких убеждений и недоступна для потрясений сердечных», – предостерегает святитель Феофан Затворник. Это тип тупого бессердечного деспота, «господствующего над стадом», который любит, чтобы его боялись. Таков новый архиерей. Он всё переиначил. Создал репрессивный бюрократический аппарат, начались полицейские меры в управлении епархией: репрессии (многие священники получили «монастырские сроки» полугодовые и годовые «за здорово живёшь»), огромные штрафы на приходы, бесконечные и массовые смещения настоятелей, благочинных; постоянные перемещения священников (это стало системой). Младших священников по сану и служению архиерей ставит начальниками в приходах над старшими. Появились чиновники в рясах, подхалимаж, наушничество, хамство. Наплевательское отношение и хамство особенно угнетали.
Владыка – молодой, отличный эконом, гениальный хозяйственник, но бессердечный человек. Совершенно недоступен не только для мирян, но и для священников. На первом месте – Деньги. Мы в то время делали капитальный ремонт здания для гимназии и просили владыку освободить нас на это время от налога. Владыка неумолим: «Налоги платите, как все, а на ремонт я вам деньги дам. Только найдите фирму, которая согласится работать в долг». Мы нашли такую фирму, она делала работы в долг, но через восемь месяцев, когда запланированные ремонтные работы были окончены, фирма потребовала деньги. И вот тут приключилось самое неожиданное. Владыка не принимает, на рапорты не отвечает, а фирма наседает на нас. Я вынужден был настойчиво звонить в приёмную и сказать, что мне угрожают. В конце концов, с проволочками, через несколько месяцев деньги выделили. Но владыка устроил мне разнос и сказал, что я «не умею с ним работать». Вскоре меня вышвырнули «целесообразности ради» с прихода и с благочиния.
...Приходская жизнь трансформировалась в общеепархиальную, перестала быть православной, стало тоскливо жить. Всё это корёжит души священников, особенно молодых. Я знаю много случаев духовного уныния и депрессии среди священников по причине немотивированных перемещений и наплевательского отношения к ним.
Слава Богу, мне уже восьмой десяток, детей я вырастил, к материальным благам не привязан, мне нечего терять, я перешёл в другую епархию, где нормальная православная жизнь. Я знаю, что здесь меня не вышвырнут с прихода просто так, «за здорово живёшь» и я могу, не оглядываясь, выполнять свой священнический долг.
Протоиерей Игорь ИУДИН ,
настоятель Св.-Успенского храма п. Пестяки
и благочинный 14 округа Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии