Федеральное законодательство не оставило региональным парламентам выбора, вводить или не вводить так называемый "муниципальный фильтр"- его было предписано использовать обязательно, но законодатели на местах могли его повышать и понижать в пределах от 5% до 10%.
"Фильтр"заключается в том, что кандидат в руководители региона обязан собрать подписи не менее 5-10% народных избранников муниципального уровня - процент отсчитывается от суммы имеющихся в регионе депутатов местного уровня (сельских, районных, городских) и глав муниципальных образований (опять же сел, районов и городов).
Если для наглядности разделить 83 региона по федеральным округам, то картина получается следующая.
Из девяти регионов Северо-Запада шесть выбрали "золотую середину": 8% - Архангельская и Калининградская области и 7% - Ленинградская, Псковская, Вологодская, Мурманская области и Карелия.
И сразу четыре региона установили максимальный барьер - 10%. Как бы в пику первой столице жесткий закон приняли во второй столице - Петербурге , где кроме всего прочего партии лишены права выдвигать непартийных кандидатов. В этом же списке оказалась претендующая на звание колыбели русской демократии Новгородская область. Среди самых строгих регионов также Ненецкий автономный округ и республика Коми .
"Золотую середину"выбрали также 12 из 18 регионов Центрального округа: 7% - у Подмосковья, Липецкой, Рязанской, Брянской, Тверской, Смоленской и Тамбовской областей, 8% - у Владимирской, Калужской, Костромской, Орловской и Ярославской. Минимальные 5% - у Белгородской и Воронежской областей, по 6% в Москве и Курской области, 10%-ный максимум - в Тульской и Ивановской областях .
Склонились в сторону высокого "муниципального барьера"большинство регионов на Северном Кавказе. Здесь минимальные 5% не установил ни один регион, 6% только в Ставрополья, 7% - у Чечни. У большинства же максимальные 10% - это Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия .
В Южном округе 5% у Ростовской и Волгоградской областей, 7% у Астраханской, 9% у Калмыкии, 10% у Краснодарского края и Адыгеи .
Самыми лояльными к кандидатам в Приволжском округе оказались Татарстан, Башкирия и Оренбургская область (5%), чуть менее - Пермский край, Саратовская и Кировская области (6%). Наиболее популярны здесь 7% - у Чувашии, Удмуртии, Мордовии, Самарской и Нижегородской областей, у Пензенской области 8%, у Ульяновской области и Республики Марий Эл - 9%. Максимальные 10% в ПФО не установил ни один из 14 регионов округа.
Нет максимального муниципального барьера и ни в одном регионе Уральского округа. Самый высокий порог установили парламентарии Ямала - 10%, чуть помягче в Югре - 9%, самый необычный процент в Свердловской области - ровно 7,9%. В Челябинской области - 7%, в Курганской - 6%, в Тюменской - 5%.
Сибирский округ можно назвать самым демократичным - здесь, в отличие от СКФО, перевес в сторону низких процентов. Минимум у Красноярского края, Омской, Иркутской и Новосибирской областей, 7% - у Бурятии, Алтайского края и Республики Алтай, 8% - у Кузбасса и Забайкалья, 9% - у Тувы. Лишь два региона из 12 установили максимум - 10% в Томской области и Хакасии .
А вот на Дальнем Востоке региональные парламентарии оказались далеки от компромиссов - здесь либо 5%, либо 10%. Минимум у Камчатки, Приморья, Хабаровского края, Якутии, Приамурья и Сахалина, максимум - у Колымы, Чукотки и Еврейской АО .