Вадим Андрюхин
Начали говорить о том, что роль полпредства в политической системе ПФО начала усиливаться. И якобы в частности о своих амбициях заявляет Михаил Бабич.
Думается, никаких оснований утверждать что-либо подобное нет. Все, что я слышу - это разговоры на эту тему.
Действительно, десять и чуть более лет назад влияние полпредства на региональную политику, в частности, в нашей Нижегородской области было весьма большим и полпредство прямо, зачастую - даже грубо вмешивалось в региональные процессы. Сейчас я ничего подобного не ощущаю. Только слышу разговоры о том, что вот, мол, есть люди, которые составляют политическую оппозицию губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву, что эти люди якобы крутятся в окружении Михаила Бабича и так далее.
Однако сам я никаких таких людей в окружении полпреда ПФО не вижу - за исключением разве что того, что в этой связи можно было бы назвать имя Романа Антонова. Однако и Антонов, на мой взгляд, не предпринимает каких-либо действий (по крайней мере, видимых), чтобы его можно было бы записать в оппозиционеры к нижегородскому губернатору.
Что же касается работы полпредства в целом. То она идет своим чередом и это обычная работа представительства главы государства. Так что у меня в целом просто создается впечатление, что слухи о якобы существующей оппозиции Валерию Шанцеву в регионе разжигаются специально с какой-то целью, теми, кому эти слухи по какой-либо причине выгодны.
Может ли вообще сегодня представительство президента в Приволжском округе играть ту же роль, которую оно играло в начале 2000-х годов?
Начать, наверное, надо с того, что Михаил Бабич - это все-таки не Сергей Кириенко. Его ресурсная база совершенно другая. Кириенко был нижегородцем и поэтому прочно стоял на ногах на нижегородской земле. У него была сильная команда, еще более усиленная всеми имеющимися у членов этой команды нижегородскими связями. Бабич не нижегородец и команда его не столь сильна.
Второй момент, о котором тоже ни в коем случае нельзя забывать, рассуждая на эту тему: следует помнить, что согласно Конституции никакой должности полпреда не существует. Таким образом это чисто административная должность с ограниченными полномочиями, которая может быть ликвидирована в один момент. Задача полпреда в первую очередь - доводить до сведения президента, информировать главу государство о том, что происходит на вверенной полпреду территории, никаких самостоятельных кардинальных решений полпред принимать не может.
Бабич, на мой взгляд, - человек достаточно проницательный и умный для того, чтобы устраняться от ведения каких-либо «боевых» действий по отношению к главам регионов округа и, в частности, против нижегородского губернатора Шанцева и его команды.
Как таковые полпредства нужны. «Государево око» в какой-либо степени, в каком-либо качестве должно быть. И я понимаю, что в начале «нулевых» они были созданы в первую очередь, чтобы привести с порядок региональные законодательства, унифицировать их в соответствии с соответствии с законодательством российским.
Однако сейчас, на мой взгляд, роль полпредств изменилась, и, вероятно, в том виде, в каком они были созданы чуть более десяти лет назад, они уже не нужны.
Мне кажется, этот институт можно было бы сегодня вернуть к тому состоянию, в каком он находился в девяностые. Тогда же существовал институт представителей президента, и у нас в региона, в частности, эти функции выполняли Евгений Крестьянинов, одно время - Юрий Лебедев.
Мне вообще не нравится раздутость современных штатов полпредств, так же, как не нравится и то, что окружные структуры выполняют зачастую дублирующие функции в отношении структур региональных. Так, например, обстоят дела в областной и окружной структурах МВД.
Дублирующие же наросты на теле в системе управления только мешают этому управлению. Пусть останется человек, который наблюдал бы за происходящими в регионах процессами и доводил бы ход этих процессов до сведения главы государства.
Тем не менее у Бабича сегодня работы много. Насколько я знаю, сегодня у полпреда существуют некоторые проблемы в отношении Татарстана и Башкирии, и Бабичу нужно заниматься этим. Он этим и занимается. Но не войной политических элит внутри регионов.
Может ли Бабич персонально как политик составить конкуренцию Шанцеву на реальных или гипотетических губернаторских выборах? Может, как и любой другой человек. У нас ведь ни на ком свет клином не сошелся, так что теоретически кандидатом в губернаторы может быть кто угодно. Другой вопрос - у кого какой при этом политический вес и у кого какое при этом политическое влияние.
Политический вес Шанцева не сопоставим ни с каким другим политическим весом. Кроме всего прочего, не стоит забывать и о том, что у Шанцева существует прямой доступ к Путину. И именно Путин настоял на повторном назначении Шанцева губернатором два года назад.
Я хорошо отношусь к Бабичу, и многие его действия вызывают у меня симпатию. И я не вижу его стремления каким-либо образом позиционировать свою фигуру в нижегородской региональной политике.