Реформа бюджетных учреждений воспринимается населением как постепенная замена бесплатных услуг, прежде всего в здравоохранении и образовании, платными, предупреждают правительство члены Совета Федерации. Основания есть, признают в Минфине, но утверждают, что соответствующие решения руководителей школ и поликлиник не вытекают из положений закона о бюджетной реформе. Закон не предусмотрел никаких механизмов контроля над получившими финансовую свободу руководителями бюджетных учреждений, возражают сенаторы.
Закон о совершенствовании правового положения государственных и муниципальных учреждений (83-ФЗ), принятый в 2010 году, с 1 июля этого года вступает в полную силу, действие всех переходных положений заканчивается. В четверг в Совете Федерации на итоговом заседании временной комиссии по мониторингу реализации закона во главе с председателем бюджетного комитета Евгением Бушминым пытались разобраться с готовностью бюджетной сферы к новым условиям. Пока «на местах людьми понимается этот закон так: наступает момент, когда за все надо платить», подтвердил вице-спикер Госсобрания Мордовии Сергей Сорокин.
В большинстве случаев в финансировании учреждений по сути ничего не изменилось: деньги, которые ранее были положены по смете, перечисляются в виде субсидии и расходуются в соответствии с прежним порядком. Нормативные затраты фактически подгоняются под размер ранее выделяемых на предоставление данных услуг средств. В результате одни и те же госзадания финансируются совершенно по-разному. Даже перечень обязательных услуг в разы отличается по регионам. Например, в сфере образования в Санкт-Петербурге установлено свыше 40 бесплатных услуг, а некоторых регионах их всего 14–15, признает замглавы департамента бюджетной политики в социальной сфере Минфина Михаил Алашкевич.
Чтобы реально качество услуг повышалось, не хватает перечня базовых негосударственных и муниципальных услуг и показателей их объема и качества. Нужен четкий перечень платных услуг, которые в данных учреждениях может получить потребитель, чтобы разграничить их с бесплатными. Такие перечни и нормативы до конца года будут сформированы, пообещал Алашкевич.
Однако в реальной жизни, например, в Москве уже со следующего года в спецшколах, где иностранный язык был всегда с первого класса, он начнет бесплатно преподаваться только со второго. Не будет и бесплатного второго иностранного. «В законе никаких подобных требований нет, — заверил «МН» Алашкевич. — Это решение учредителя ( в данном случае московских властей. — «МН» ). Возможно, раньше что-то предоставлялось сверх госгарантий. Теперь от этого решено отказаться». Но объем финансирования школы останется прежним, заверил чиновник.
Закон вызвал повышенное внимание к бюджетным учреждениям со стороны правоохранительных органов. Прокуратура Ярославской области потребовала прекратить брать обычную даже в советские времена плату за обучение в музыкальных и художественных школах, рассказал глава бюджетного комитета облдумы Владимир Денисов. Использовать бюджетные средства для оказания частично платных услуг можно только учреждениям культуры, например театрам или музеям, подтвердил Алашкевич. В остальных сферах их надо делить на платные и бесплатные.
Проблема даже в том, как оценивать изменение эффективности работы бюджетных учреждений, отметил сенатор Юрий Смирнов: «Количество электричек по некоторым направлениям в Подмосковье, как подсчитали дотошные пенсионеры, сократилось в этом году на 9% при том же объеме перевезенных пассажиров. Эффективность повысилась. Там же не учитываются инфаркты от переполненных вагонов».
Некоторые начинают злоупотреблять законом, включая в перечень бесплатно предоставляемых услуг не свойственные бюджетным организациям полномочия, например по озеленению, вывозу мусора или парикмахерским услугам для персонала, подтвердил Алашкевич. «Есть серьезные опасения, что половина этих новых менеджеров даже просто в силу отсутствия опыта и знаний окажется к концу года за решеткой», — предупредил зампред бюджетного комитета СФ Вячеслав Новиков.