Последние
новости

Вадим Речкалов: Поругание - востребованный жанр

5 мин
20 июня, 2012
Из блога журналиста Вадима Речкалова на «Эхе Москвы»
Известная радиостанция вытерла о Патриарха свои калоши. Известная телеведущая грубо обыграла фамилию Святейшего. Солидная иностранная часовая фирма свысока похвалила главу Русской Православной Церкви за рекламу. Публика осталась довольна, вечеринка удалась.

Поругание (бывших вождей, кумиров, собственного прошлого) - востребованный жанр на радио, телевидении и в интернете. Видимо это органичная часть грешной человеческой природы вроде похоти, а потому рейтинги поруганию обеспечены. Поругание - реванш толпы. Это некрасиво, но по-человечески понятно и достойно снисхождения. Но вот со Святейшим Патриархом толпа промахнулась, заступила за черту. Потому что Бог поругаем не бывает.

Сейчас меня поймают на передёргивании. Дескать, Кирилл не Иисус. И приведут свои заезженные аргументы. Мол, Сыну Человеческому негде было преклонить голову, а у Патриарха квартирка в Доме на Набережной. Мол, Христос из Храма валютчиков гонял, а Кирилл там парковку построил…

Всё? Аргументы исчерпаны? Тогда я продолжу с вашего позволения.
Мой первый аргумент. По завету Иисуса Христа к Богу можно прийти только через Церковь. Такой Он установил порядок. И все эти доводы типа «зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе», или «не нужны посредники», или «исповедоваться опасно, потому что попы работают на ФСБ», или «Кровь Спасителя это на самом деле кагор, а Тело – всего лишь хлеб» - с точки зрения православного человека грех и ересь. И тот, кто причастился хотя бы раз в жизни, знает, что принял он не красненького с булочкой, а Кровь и Тело Христа. И уверен он в этом не столько потому, что ему об этом рассказали, или он где-то об этом прочитал. А потому что собственной утробой хоть на секунду, но почувствовал сопричастность Спасителю. А то, что почувствовал лично, никто не опровергнет.

Но для меня чудо преложения Святых Даров в Тело и Кровь Христовы состоит ещё и в том, что батюшка, предстоящий пред Богом во время Таинства Евхаристии может быть сам по себе неидеальным. Алкоголиком, чревоугодником, гордецом, ездить на мерседесе, а не на ослике. И вот, поди ж ты, батюшка не святой, а Таинство через него совершается. Потому что совершается оно не батюшкой, а Богом. И молимся мы не батюшке. В России, попущением Бога, нехватка кадров, нет у Христа для нас других пастырей, но и пути другого к Христу у нас тоже нет, кроме как через этого «несовершенного» батюшку. И глумясь над батюшкой, и осуждая этого, какого уж есть, предводителя народа Божьего, и, обижая, и попирая его своими заляпанными калошами, мы просто закрываем перед собой двери Церкви. Надменно не принимая искупительной жертвы Христа, обмениваем жизнь вечную и осмысленную на жизнь случайную, опасную как враждебный микрорайон, и короткую как светская вечеринка. Где сначала заканчивается виски, потом красное, потом белое, а потом и срок аренды зала на мероприятие. И надо возвращаться домой, где тебя встретит только кошка или какой иной зверь.

Аргумент второй. Глумящийся над Патриархом плюет в души верующих. Дело в том, что даже самые ленивые воцерковлённые люди хотя бы раз в неделю, но читают молитвенное правило. А если сами не читают, то уж в церковь-то приходят и слушают. А там, в длинном помяннике о живых есть такие слова: «Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшаго Патриарха Кирилла, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, я же поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго».

То есть верующие молятся за Патриарха и остальных священнослужителей в первую очередь потому, что Бог поставил их пастырями. А Патриарх и остальные священнослужители молятся за свою паству, чтобы Бог её помиловал и спас. Нет у верующих мирского понятия церковной карьеры. Если Кирилл стал Патриархом, значит, поставлен Богом. Глумишься над пастырем, значит, гордо и дерзко оспариваешь Божий выбор. Проще говоря, работаешь на лукавого.

И тут меня опять могут поймать. Дескать, чувства верующих ты призываешь уважать, а чувства инакомыслящих – атеистов и прочих гностиков – осуждаешь. Какой же ты христианин после этого? Отвечу.

Нет у меня предвзятости ни к атеистам, ни к сектантам, ни к сатанистам. Пусть сами распоряжаются свободой, которую дал Бог каждому. Не мне их стыдить, бывшему октябрёнку, пионеру и комсомольцу, урождённому безбожнику, крещённому на пятом десятке, ленивому, маловерному и слабому, который даже курить бросить не может. Пусть живут, как им нравится, занимаются своим шоу-бизнесом, современным искусством, правами содомитов, ресторанами для собак и вавилонскими башнями…

Но если они забредают на территорию православного храма, из любопытства или просто так, «поприкалываться», то пусть оставляют свои калоши перед входом на паперти. И если какой-то жуликоватый нищий эти калоши сопрёт, (всё-таки ж чистое серебро), так, может, оно для них и к лучшему.
14 декабря 2024
Все новости