Согласно договорённостям между Москвой и Минском, Россия при вступлении в ВТО должна оказать поддержку Белоруссии. Об этом 14 июня заявил Александр Лукашенко во время встречи с президентом Башкирии Рустэмом Хамитовым, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
В ходе обсуждения белорусско-российских отношений Лукашенко отреагировал на заявления посла России в Белоруссии Александра Сурикова, который в опубликованном 13 июня интервью заявил о непонятных причинах, которые удерживают официальный Минск от приватизации и создания автомобильного холдинга на базе минского и камского автозаводов. "У меня же есть опасение, что и "МАЗ"и "КамАЗ"будут выжиты со всех рынков китайскими компаниями, - сказал Суриков. - Если белорусская сторона уйдет со своим "МАЗом"в сторону, у нее появятся проблемы еще быстрее, чем с другими конкурентами". Суриков также отметил, что в вопросах приватизации у руководства Белоруссии "политика путается с экономикой - вот и прикрываются красивыми словами - "народное"и так далее".
Лукашенко подчеркнул: приватизация "по российскому варианту"для официального Минска неприемлема. "Мы знаем, что такое конкуренция, что такое рынок, но мы не хотим повторить - открыто говорю - приватизацию по российскому варианту. Думаю, и вы не сторонник этого. Мы знаем эту приватизацию - мы её начинали точно так, как вы, копируя законы, которые в своё время принимались в 90-ых годах. И только благодаря тому, что у нас пошли президентские выборы и Конституцию поменяли - мы эту приватизацию приостановили, когда уже все предприятия были расписаны: Петрову, Сидорову, Иванову, "вот это твоё, это моё, это моё и всё бесплатно", и потом народу бы объяснили, откуда это всё взялось. Ну, вы это видели, - сказал Лукашенко, обращаясь к Хамитову. - Поэтому я на этом поставил крест и мы сегодня проводим приватизацию: за столом договариваемся - вот условия, они понятны для всех, цена предприятия. Если вас не устраивает - так вы не приходите вести переговоры. Мы же прекрасно понимаем, о чём идёт речь. И если сегодня МАЗ, КамАЗ не могут защитить свой рынок - так зачем такие вообще предприятия? Если мы им помочь не можем. Поэтому приватизация в Белоруссии будет, но это наша приватизация, это мы будем решать, что нам приватизировать и когда. И, самое главное: по какой цене и на каких условиях".
Комментируя перспективу объединения "МАЗа"и "КамАЗа", Лукашенко сказал: "У нас состоялся разговор на эту тему с президентом России. Прежде чем говорить послу об этом, надо уточнить. Мы твердо договорились: если мы объединяем активы - значит, в общей компании 50/50, соответствующее управление. Но руководство, видите ли, не устраивает корпорации той, что вот 50/50 и надо контрольный пакет акций, и дороговато белорусы просят. Ну, хорошо, если дорого, тогда не надо соглашаться на неё (сделку по слиянию активов ОАО "МАЗ"и ОАО "КАМАЗ"в холдинг "Росбелавто", - прим. ИА REGNUM). Давайте будем работать. "МАЗ"сегодня нисколько не хуже "КамАЗа". Нисколько! С удовольствием его покупают. И не только в республиках СНГ, но и в России с удовольствием берут".
"Я не хочу говорить о том, что мы нацелены на конкуренцию с "КамАЗом". Ни в коем случае. Зачем нам конкурировать? Всем места хватит. Если на то пошло - давайте поделим наши рынки. Но если вы вступили в ВТО, и у вас позиция поменялась, то мы договаривались, что Единое экономическое пространство - это святое. Все остальное - производно. Если мы начинаем терять с вашим вступлением в ВТО - вы должны подумать о том, как нас поддержать. Вот в чем вопрос. То есть должно быть порядочно все. В противном случае мы разрушим нормальный экономический и даже политический процесс, который начался после выборов - после избрания Владимира Владимировича Путина, который немало об этом говорил. Только порядочные отношения! Только!".
Лукашенко также отреагировал на опубликованные 13 июня заявления посла России о необходимости возобновления обсуждения вопроса введения единой валюты Белоруссии и России, а также сохранении опасности усиления негативных тенденций в белорусской экономике. "Второго кризиса белорусская система не переживет", - заявил Суриков.
Посол также присутствовал на встрече делегации Башкирии с Лукашенко (согласно протоколу) и услышал прямой ответ на свои недавние заявления. В частности, Лукашенко сказал: "Рухнем мы, не рухнем, переживем мы очередной кризис без российских денег или не переживем - это, знаете, вопрос открытый, который можно сегодня обсуждать и дебатировать. Я к тому, что нас начинают уже предостерегать: будет завтра кризис, и Белоруссия его не переживет. Поэтому я еще раз хочу напомнить, что кризис который мы финансовый пережили на большом подъеме производства - мы, тем не менее, получили финансовый кризис. Хочу напомнить, что за пятилетку почти в 5 раз выросли цены на энергоносители. Ни одна экономика не смогла бы выдержать такого удара. А мы все-таки строим единое Союзное государство. И, во-вторых, как только начали говорить о том, что пошлины на автомобили с целью защиты российского автопроизводителя поднимутся - наши люди до $3 млрд. вывезли за полгода в Германию и другие страны для того, чтобы хлам этот завезти. И ряд других последствий экономического кризиса. Вот в чем причина, а не в неэффективности хозяйствования или какой-то системы".
Комментируя вопрос единой валюты, которая давно должна была появиться в Союзном государстве Белоруссии и России, но не появилась, Лукашенко отметил: "У нас - белорусские рубли, у вас - российские. Если мы захотим, то будут работать валюты и у нас, и у вас. Мы найдем возможность. И то, что у нас нет сегодня российского рубля - это не катастрофа".
Лукашенко, обращаясь к российской делегации, заявил: "Я хочу, чтобы вы понимали сущность нашей политики, ее идеологию: мы абсолютно открыты, прежде всего, для россиян, мы давно избрали этот курс. Мы прошли очень тяжелый период, когда шли накаты то слева, то справа, пытался из белорусов кое-кто в России сделать непонятных людей - и из Лукашенко в том числе. Мы это пережили. Поэтому надо очень аккуратно, осторожно выстраивать отношения на перспективу".
Лукашенко отметил, что в отношениях с российскими регионами у официального Минска нет взаимных претензий или неких проблем. "Мы не имеем к вам вообще никаких претензий. Думаю, и вы не имеете к нам. Наши отношения с вами - это образец выстраивания отношений. Вообще у нас с регионами никаких проблем нет. Мы всегда договариваемся", - отметил руководитель Белоруссии.
"Тем более, мы никогда не были нахлебниками. Трудно было в свое время, когда засуха была в России, мы по приемлемым ценам в два раза ниже российских поставляли сельхозпродукцию, - обратил внимание Лукашенко. - Мы - за порядочное сотрудничество по всем направлениям".
Как сообщало ИА REGNUM, 6 июня на пресс-конференции в Минске посол России в Белоруссии Александр Суриков заявил, что Россию интересует повышение эффективности экономики союзной Белоруссии, способность официального Минска обеспечивать белорусам приемлемый уровень жизни, а вовсе не приобретение белорусских предприятий по некоему "списку". Посол прокомментировал тему создания холдинга "Росбелавто": "Наверное, есть интересы у автомобилестроителей - МАЗ и КамАЗа. И, наверное, обоюдный интерес - там идут разговоры по созданию холдинга или совместного предприятия. Вот в чём главная задача и в чём заинтересованы мы - чтобы мы создали более эффективную экономику, которая помогла бы Белоруссии (да и России, конечно) поднимать дальше уровень жизни, сохранилась и была конкурентоспособной на мировых рынках". Конкретизируя тему автомобилестроения, Суриков отметил, что развитию отрасли и в Белоруссии, и в России уделяется особое внимание: "Иначе Китай по очереди или сразу раздавит предприятия своим производством большегрузных автомобилей". Проблемным вопросом для чиновников России, Белоруссии и Казахстана является введение т.н. "утилизационного сбора"- данные средства пойдут на утилизацию автомобилей. Кроме того, Россия, в рамках своих обязательств перед ВТО, будет вынуждена снизить ввозные пошлины на автомобили и, при этом, удержать автопроизводителей в российском экономическом пространстве, пояснил представитель МИД России.
Напомним также, 5 июня, находясь с визитом в Минске председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко обратила внимание на необходимость развития венчурного финансирования инновационных разработок и научно промышленной кооперации, приведя в пример предполагаемое слияние ОАО "КАМАЗ"и ОАО "МАЗ"в автомобильный холдинг "Росбелавто". Инициатива создания холдинга была выдвинута российской госкорпорацией "Ростехнологии"(основной акционер ОАО "КАМАЗ") более года назад, перспективы создания холдинга до сих пор остаются неясными.
Также напомним, 13 апреля пресс-служба Совмина Белоруссии проинформировала о том, что к 2015 году в Минской области совместно с китайской корпорацией "Geely"будет реализован инвестиционный проект по строительству завода по выпуску легковых автомобилей. "В 2012 по 2015 годы планируется построить уже новый завод производственной мощностью до 60 тыс легковых автомобилей, а в 2015-2016 годах довести мощность завода до 120 тыс авто", - сказано в сообщении. Ранее, 23 декабря 2011 года председатель правительства Белоруссии Михаил Мясникович провел переговоры с руководителем китайского холдинга "Джили"("Geely") Ян Цзянем. В тот же день первый вице-премьер правительства Владимир Семашко сообщил о намерении Белоруссии наладить выпуск китайских автомобилей "Lifan"("Лифан").