Свобода личности и государство: православный взгляд
Уважаемые участники Пятого Кирилло-Мефодиевского форума «Вера. Родина. Культура»!
Наше сегодняшнее собрание посвящено вопросу осмысления взаимодействия Церкви, государства и общества. В связи с этим хотелось бы в рамках своего доклада в самых предварительных чертах обсудить проблему соотношения свободы и ответственности, личности и государственности.
Эта тема находит свое отражение в таких ключевых общецерковных документах, как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».
Данную проблему поднимает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей книге «Свобода и ответственность: в поисках гармонии».
Вопрос о православном взгляде на соотношение личности, общества и государства становится особенно актуальным в свете политических и общественных событий, происходящих в нашей стране в последние месяцы. Сейчас особенно много говорится о свободе и правах человека. Как эти понятия соотносятся с существующими представлениями о государстве?
В своей книге Святейший Патриарх Кирилл прямо говорит об активно навязываемом Западом «либеральном стандарте», являющемся «угрозой миру и свободе».
Этот стандарт опирается на представление об абсолютной ценности человеческого индивидуума, взятого в его данности, таким, какой он есть. Именно человек оказывается абсолютной и конечной ценностью, а его благо – критерием справедливости общественного устройства. Соответственно, предлагается «освободить» такого человека от всего, что ему, якобы, мешает самореализовываться и развиваться - от стеснений социальных, политических, национальных, религиозных, правовых и иных ограничений.
Данные идеи были сформулированы античным язычеством, затем подхвачены позднесредневековым гуманизмом, Ренессансом и получили свое полное утверждение в эпоху Просвещения и последовавших за ней революций.
Основоположники либерального стандарта говорили об «общественном договоре», предполагающем, что свободные люди, сбросив с себя ярмо ограничений, договариваются между собой об общих правилах, а свобода и права индивидуума ограничиваются лишь свободой и правами другого человека.
Однако, на практике, носители либерального стандарта, как правило, крайне жестко действовали в отношении всех тех людей, которые не разделяли их убеждений.
Фактически, либерализм оказался вызовом всему традиционному обществу, его ценностям и институтам. О них мы подробнее поговорим ниже.
Экспорт специфически понятой свободы стал подкрепляться вооруженной агрессией против других стран и народов, а сам либеральный стандарт стал основой для прямого утверждения норм, противоречащих многовековым устоям человеческого общества. Достаточно вспомнить активно насаждаемые сейчас с помощью государственной машины на Западе и в Америке представление о нормальности гомосексуального союза. Напомню, что не так давно в поддержку гомосексуальных браков высказался президент США Барак Обама.
Каков же православно-христианский взгляд на свободу и права человека? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала сделать экскурс в христианскую антропологию, понять – каково видение Православной Церковью человека, в чем заключаются задачи государства, на каких путях возможно достижение общественного консенсуса.
Обратимся к упоминавшемуся выше документу «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».
Для современной теории прав человека ключевое значение имеет понятие человеческого достоинства. Об его православно-христианском понимании в данном документе говорится так: «Согласно библейскому откровению, природа человека не только сотворена Богом, но и наделена Им свойствами по Его образу и подобию. Только на этом основании можно утверждать, что человеческая природа обладает неотъемлемым достоинством».
Однако, созданный Богом человек не удержался на этой высоте. Изначальная богозданная природа человека подверглась искажению в результате грехопадения, последствия которого сказались на всем человеческом роде.
Наши прародители отпали от своего Творца, оказались изгнаны из рая. Грех поразил человечество. Первозданный человек не имел греховных наклонностей: его свободная воля находилась в послушании воли Божией и в гармонии с ней. После грехопадения, когда человек вкусил от древа познания добра и зла, он опытно приобщился ко греху. С тех пор наша свободная воля стоит перед постоянным выбором между добром и злом. Великий православный писатель Федор Михайлович Достоевский говорит об этом так: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».
То есть Православие говорит о поврежденности человека и как следствие этого его склонности ко злу. Это искажение человеческой природы не может составлять достоинство личности, и потому не все проявления индивидуума ценны и равнозначны. Но данный взгляд не укладывается в господствующий либеральный стандарт.
Жизнь во грехе недостойна, так как она разрушает личность, наносит вред другим людям и окружающему миру. Грех переворачивает иерархию отношений в человеческой природе. Вместо того, чтобы дух царствовал над телом, во грехе он покоряется плоти.
В цитируемом документе об этом говорится так: «Жизнь по закону плоти противна Божиим заповедям и не соответствует нравственному началу, заложенному Богом в природу человека. В отношениях с другими людьми под влиянием греха человек действует как эгоист, заботящийся об удовлетворении своих потребностей за счет ближних. Такая жизнь опасна для личности, общества и окружающей природы, ибо нарушает гармонию бытия, оборачивается душевными и телесными страданиями, болезнями, уязвимостью перед последствиями разрушения среды обитания».
Достоинство оказывается нравственной категорией. Слабости или пороки не могут быть выдаваемы за норму. Каждый человек призван нести ответственность за направление и образ своей жизни. Эта ответственность – в первую очередь перед Богом, призвавшем нас к вечной жизни. Один из великих отцов Церкви преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что наша жизнь состоит в уподоблении Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека.
«В силу власти греха, свойственного падшей человеческой природе, - подчеркивает упоминавшийся мной документ, - никакое человеческое усилие недостаточно для достижения подлинного блага. На своем примере святой апостол Павел свидетельствует: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 15-16). Следовательно, человеку не обойтись без помощи Бога и тесного соработничества с Ним».
Для того, чтобы избавить каждого из нас от греха, проклятия и смерти, на землю пришел Сын Божий, ставший человеком.
Только во Христе возможны восстановление полноты человеческой природы, воссоздание личности, вечная жизнь в радости богообщения. Но здесь всё зависит от самоопределения личности.
Свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе. По словам святого Григория Нисского, «человек стал боговидным и блаженным, будучи почтен свободой».
Может показаться, что первые люди, нарушив заповедь Божию и вкусив от древа познания добра и зла, реализовали это свое коренное свойство быть свободным.
Однако, отвергнув Бога и опираясь только на себя, первые люди попали под власть разрушительных сил зла и смерти и передали эту зависимость своим потомкам.
Злоупотребив свободой выбора, человек утратил другую свободу— свободу жизни в добре, которую он имел в первозданном состоянии. Эту свободу человеку возвращает Господь Иисус Христос: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36).
Обретение свободы от греха невозможно без соединения человека со Христом, которое происходит в Таинстве Крещения и укрепляется через жизнь в Церкви — Теле Христовом. Только во Христе, в реальной церковной жизни возможна реализация подлинной свободы человека.
В свете этого становится понятным и православное представление о значении и роли государства. Государственная власть не является результатом общественного договора, призванного реализовать любые устремления личности. Государство не существовало изначально и не будет существовать в раю. То же самое относится и к праву.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Всякая система права, создаваемая человеческим сообществом, являясь продуктом исторического развития, несет на себе печать ограниченности и несовершенства. Задача светского закона – не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад».
Нравственный смысл существования государства видится в ограничении зла и поддержке добра. Апостол Павел пишет: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13, 4).
В силу наличия общественного зла, государственная власть оказывается необходимой в земном пути человеческого сообщества.
Вопрос о соотношении Церкви и государства в православной традиции нашел свое разрешение в формуле «симфонии».
В классическом виде она сформулирована в VI веке в 6-й новелле святого Юстиниана, императора Византии. Здесь говорится: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (священство, церковная власть) заботится о божественных делах, а второе (царство, государственная власть) руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода».
Византийский законодательный памятник второй половины IX века «Эпанагога» говорит об этом еще более образно: «Мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства».
К сожалению, в реальной истории и Византии, и России идеал симфонии никогда не был осуществлен в полной мере. В своем развитии государственная власть все дальше и дальше отходила от данного идеала. Это стало особенно заметно в период утверждения в обществе либерального стандарта.
Современная государственность как правило не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. А с подменой общественного мировоззрения, размыванием его религиозных основ государство, подчас, становится на опасный путь насаждения секуляризма, вытеснения из общественной жизни традиционных ценностей. Наиболее ярко это проявилось в период богоборчества в нашей стране в XX веке. Несмотря на кажущуюся противоположность западным представлениям о правах и свободах, коммунистическая идеология в своей основе была продуктом идей, заложенных веком Просвещения.
В более мягком варианте насаждение либерального стандарта происходит не путем кровавых гонений и разрушений храмов, а вытеснением религии в сферу частной жизни. Во многих странах мира, в том числе и в России, секулярное мировоззрение навязывается подрастающим поколениям школой. Оно является господствующим в культуре и средствах массовой информации. Под него требуют переделать нашу веру.
Святейший Патриарх Кирилл пишет: «Нас постоянно ставят перед дилеммой: либо Православие «изменится», либо оно будет отвергнуто «мировым сообществом», под псевдонимом которого чаще всего выступает одна из множества ныне существующих культур – западная, а точнее, либеральная. Она (эта культура) настойчиво утверждается в качестве наиболее «прогрессивной», «гуманистичной», «современной».
Как уже отмечалось, такое наступление либерального секуляризма носит, зачастую, крайне агрессивный характер. Здесь мы сталкиваемся с парадоксом – казалось бы, либерализм утверждает свободу. Но, оказывается, эта свобода для человека заканчивается в тот момент, когда он заявляет о своем праве отрицать либеральные ценности.
Мне хотелось бы привести всего два характерных примера. Первый связан с известным кощунством в Храме Христа Спасителя участников группы «Пуси райот» (это название, наверное, можно перевести как «Восстание срама»). Все мы помним, как со стороны либеральной части общественности громко звучали, да еще и продолжают звучать голоса в защиту права этих женщин самовыражаться в храме так, как им это было угодно.
Второй пример – это достаточно широко известное решение Законодательного собрания Санкт-Петербурга, запретившего пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. В ответ геи начали пикетирование детских учреждений с плакатами: «Гомосексуализм – это норма».
В обоих случаях так называемое «мировое сообщество» встало на защиту открытого и наглого греха. И это – вполне конкретный знак времени.
Следует отметить и то, что современная индустрия развлечения и реклама во многом построены на эксплуатации человеческих грехов и пороков. Зло стало источником прибыли не только в преступной наркоторговле, но и во вполне респектабельных сферах бизнеса.
В своей книге «Свобода и ответственность: в поисках гармонии» Святейший Патриарх Кирилл предупреждает: «Если либеральная идеология используется как пусковой механизм растормаживания и высвобождения пагубных вожделений, если ею провоцируется взрыв плотского начала и во главу угла поставляется человеческий эгоизм, если либеральные институты служат легитимизации права на грех, то общество, лишенное представлений о норме жизни, неизбежно обрекается на духовное вырождение, становясь ареной буйства темных страстей. Кроме того, под напором раскрепощенного и торжествующего греха общество, принимающее подобную систему ценностей, рано или поздно будет обречено на гибель».
Особенно это актуально для русской цивилизации. В основе ее лежит православное христианство, тесно взаимодействующее с другими традиционными религиями нашей страны.
Именно Православие соединило в один народ некогда разрозненные и очень разные славянские племена, создало не только великую культуру, но и мощное государство, распростертое от Балтики до Тихого океана.
Православие выработало нравственный идеал, который во многом определил отличие нашей цивилизации от западной. Русский тип общества имеет соборное начало, он коренится в общем духовно-нравственном делании, взаимопомощи и взаимоответственности. Западный общественный тип носит индивидуалистический характер. Он основан на самоутверждении во грехе отдельного человека, и, в конечном счете, означает войну всех против всех.
Один из великих православных писателей XX века священномученик Иларион (Троицкий) в своей статье «Прогресс и преображение», написанной в период Первой мировой войны говорит, что, по его мнению, в основе военного противостояния России и Германии находится противоположность двух духовных идеалов и соответственно типов культуры. Идеал Германии и вообще западной Европы – прогресс, неминуемо приводящий к войне, поскольку в его основе – борьба за существование. Идеал же «русской совести» - «не прогресс, а преображение», а потому в своих сокровенных глубинах русский человек устремлен «не вперед, а вверх, к Небу, к Богу». Этим идеалом определяется дух славянства, и, в частности, все аспекты русской культуры, имеющей религиозный характер.
Насаждение в России системы либеральных ценностей будет способствовать слому национального культурного кода, а значит, со временем, и гибели нашей цивилизации. Главной силой, стоящей сейчас на пути этого разрушительного процесса является Русская Православная Церковь.
Ее активность в общественной жизни особенно возросла в последние годы. Именно это стало причиной непрекращающихся нападок на Церковь в информационном пространстве. Однако она продолжает твердо стоять на своей позиции защиты традиционных представлений о добре и зле.
«Церковь, - говорит Святейший Патриарх Кирилл, - открыто называет грех по имени и посвящает свои усилия спасению человека. Одним из важнейших инструментов достижения указанной выше цели должно служить утверждение в сознании нашего народа представления о православной вере как о норме жизни. Если у нас либеральная идея полагается ныне в основу государственно-общественной модели развития страны, то ей должно противопоставить политику утверждения в сфере воспитания, образования и формирования межличностных отношений системы традиционных для России ценностей. И потому вопрос о том, какими должны быть законодательство, образование, культура, социальные отношения, общественная мораль, есть вопрос о том, сохранится ли наша национальная цивилизация в грядущем столетии, найдет ли она свое место в мировом сообществе наций и выживем ли мы как православный народ».
Современная жизнь показывает, что религиозные ценности продолжают сохранять огромное значение для наших соотечественников. Это особенно ярко проявилось в ноябре прошлого года, когда в Россию со Святой Горы Афон был принесен Пояс Пресвятой Богородицы. Святыня посетила многие города в самых разных частях нашей страны. Ей поклонилось почти два с половиной миллиона человек, в том числе 850 тысяч из них – в Москве. Делегация нашей Иваново-Вознесенской епархии принимала участие в служении молебнов перед Поясом Пресвятой Богородицы и стала свидетельницей той удивительной веры, которую проявляли богомольцы со всех уголков России.
22 апреля этого года более 620 жителей нашей области самых разных возрастов и социального положения приняли участие в молитвенном стоянии в защиту Православной веры и ее поруганных святынь у Храма Христа Спасителя в городе Москве. Всего здесь тогда собралось более 65 тысяч человек. Молитвенное стояние стало ответом православного народа на череду кощунств, произошедших в последние месяцы и антицерковную кампанию в СМИ. Оно еще раз засвидетельствовало, что агрессивный либеральный стандарт отвергается православным большинством. В поддержку Церкви выступили тогда и представители других традиционных конфессий России.
Православные люди убеждены в том, что только на основе следования многовековым духовно-нравственным принципам, сохраняя фундаментальные ценности русской цивилизации, заложенные святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, мы сможем сохраниться как единая нация, занимающая достойное место в современном мире. Сказанное вовсе не означает необходимость застоя или полной изоляции. Однако подлинное движение вперед заключается не в сломе и полном переформатировании существующего, а в его творческом развитии. Верю, что именно этим путем будет и дальше идти наша великая Родина.
Благодарю за внимание.