Анатолий Шарий
Для достижения нужного эффекта от вброса той или иной информации в СМИ главное – правильная подача. Даже полное дерьмо можно симпатично украсить вишенкой, залить кремом, и, выложив а-ля коржик, передать на дегустацию. Кушайте.
Да простят меня почитатели путинской России, но последние новости, доходящие до нашего европейского подполья из РФ, более схожи на сводки с полей времен застоя. «Урожай собрали!», «Урожай велик!», «Наша урожайность самая урожайная!», «Наш урожай самый урожайный!!!!» Апофеоз урожайности и экстаз «самой-самости».
И очень неплохо, когда достижения или шаги нового старого президента не являются пафосными «дарами царя-батюшки», а достижения не дутыми. России есть чем гордиться без притянутых за уши рекордов и новшеств, внешнему виду и дизайну которых позавидовал бы архитектурный гений Потемкина.
Однако последняя новость, прошедшая по нескольким русскоязычным новостным агентствам Литвы, и транслируемая радиостанциями, поразила и заставила задуматься над тем, до чего способна доработаться машина пропаганды.
Итак, ведущая (ведуЩИЕ, потому что, повторяю, я слышал эти новости на разных станциях) произносит таким бодрячком: «Россия заняла четвертое место в рейтинге наиболее привлекательных для ведения бизнеса стран!»
Исследование провела международная консалтинговая компания KPMG, об этом тоже сообщили, и, что меня больше всего обрадовало – Российская Федерация обогнала по привлекательности США! На первых местах – Индия, Китай, и Мексика. Я слышал эту новость несколько раз. И ошибиться в формулировке не мог. Именно – «привлекательность ведения».
Меня данные выводы консалтинговой компании удивили, так как в памяти еще свежа была информация о мартовском рейтинге Bloomberg, посвященном, опять-таки, «привлекательности». Согласно последнему, Россия заняла не четвертое, а третье место. Правда, с конца. И вновь рядом оказалась Индия.
По моему скромному мнению, озвучить в СМИ информацию о рейтинге, не вдаваясь в подробности, и даже в двух словах не обозначив его смысла - это намеренное искажение правды. Это то же самое, что сказать: «Маша привлекательна, привлекательнее Анджелины Джоли», не объяснив, что Мария привлекательна с точки зрения совместной попойки. Маша привлекательна с точки зрения попойки, так как Маша, приняв на грудь третьего размера поллитру, становится податливой и безотказной. А Джоли упирается.
На самом деле, целью исследования KPMG было составление рейтинга стран, наиболее ДЕШЕВЫХ для ведения бизнеса. Безусловно, дешевизна является аспектом немаловажным, и, без сомнения, для бизнесменов привлекательным. То есть, доносится информация как бы и правдивая, но без объяснений. Кому надо – залезет в поисковик, кому лень (а большинству, как раз, лень) – примет к сведению то, что ему сообщили.
Россия заняла четвертое место благодаря дешевизне газа и электричества. И, конечно же, благодаря очень дешевой рабочей силе. Именно из-за отсутствия специалистов, готовых вкалывать за копейки, в конце списка оказалась процветающая Япония.
В Энциклопедии Британника есть такое определение основных методов грамотного использования пропаганды для достижения определенных целей: «…пропаганда отбирает факты, и представляет их таким образом, чтобы воздействие на сознание было наибольшим. Для достижения своих целей пропаганда может отбрасывать некоторые важные факты или искажать их, а также пытаться отвлечь внимание аудитории от других источников информации».
Однако заниматься откровенно смешной подтасовкой в то время, когда у страны имеется множество реальных достижений – не вполне логично, и работает, скорее, против цели, для которой такие «недомолвки» в СМИ продвигаются...