Как и следовало ожидать, «политолухи» всех мастей активно обсуждают предполагаемый состав правительства. Мне такая активность представляется как минимум странной: с точки зрения результатов деятельности, от нынешнего правительства ждать особо нечего, а значит, речь может идти только о том, какой клан получит какой кусок бюджетного финансирования и влияния на бизнес в соответствующей сфере. Для политологов это вопрос абстрактный – сами они прямого доступа к процессу не имеют. Ну, разве что, кто интереснее напишет, тот будет иметь больший объём печатного пространства в СМИ. Важно, конечно, но в меру.
А вот действительно серьёзный вопрос, который касается всех нас, практически не обсуждается. Вопрос этот о тех проблемах, с которыми правительство неминуемо столкнётся, потому как развитие объективных процессов остановить практически невозможно. И даже более того - о том, понимает ли это правительство вообще, с чем оно столкнётся...
И вот здесь мы уже сталкиваемся с серьёзными сомнениями. Дело в том, что и в современном составе правительства, и в его предполагаемых вариантах (тут даже споров нет, поскольку предпочтения Медведева, в общем, известны) нет людей, которые бы выражали нелиберальные взгляды на экономику. Тут нужно сделать небольшое отступление: когда я говорю про «либеральные взгляды», то имею в виду современное прочтение этого термина, причём в российской интерпретации. Не нужно здесь пенять на энциклопедистов XVIII века – претензии, скорее, к Гайдару и Волошину, которые и зафиксировали российский экономический либерализм в его нынешнем виде.
Суть этого подхода в том, что как только общество начинает выражать своё недовольство деятельностью правительства в какой-то сфере, последнее объясняет, что это связано с «недостатком рынка», с «излишним регулированием», после чего занимается активным дерегулированием и приватизацией (явной или неявной) в пользу близких министрам олигархов. После чего ситуация в этой сфере, естественно, ухудшается (ну, хотя бы потому, что олигархи должны «отбить» затраты на приватизацию), правительство начинает кричать, что оно уже тут вовсе не при чем, но готово (ради народа, разумеется!) навести порядок. После чего налагает на олигархов дополнительные поборы, как полуофициальные (на всякие «общественно важные» проекты), так и совсем неофициальные.
Я не думаю, что новое правительство Медведева будет как-то уклоняться от этого сценария. Ну, будут какие-то игры в «расширенное» правительство (весьма ограниченные, поскольку после назначения Абызова, судя по всему, состав этого самого «правительства» сильно ограничили, а значит, лишили его даже того весьма ограниченного смысла, который в нём изначально был), может быть, организуют какие-нибудь более или менее публичные обсуждения каких-то отдельных задач – и на этом все отклонения от базовой либеральной линии закончатся. Вместе с тем, жизнь-то не останавливается...
А это значит, что экономика в стране и мире будет ухудшаться, жизненный уровень населения падать, налоговая нагрузка расти, давление внешних «партнеров» усиливаться ... И так далее, и тому подобное. Вместе с тем, у этого правительства, как и у Медведева-президента, кстати, полностью отсутствует какое-либо аналитическое сопровождение этих процессов. Каждый раз, как показывает опыт, негативные изменения в экономике оказываются для него неожиданностью, к которой он совершенно не готов. В конце концов, администрация президента, как и аппарат правительства, в некотором смысле, должны быть аналогами Генштаба, то есть иметь планы на любой возможный вариант, например, срочный захват Новой Гвинеи. В Китае, вон, госплан вообще часть Генштаба – поскольку, по китайской логике, экономика – это война. И в нашем конкретном случае с ним нельзя не согласиться.
Пока же мы совершаем все глупости, какие только можно вообразить. Весь мир деньги печатает – мы отказываемся это делать категорически. Весь мир защищает своих производителей, в том числе девальвируя свою валюту – мы вступаем в ВТО и рубль усиливаем. Все поддерживают свою экономику – мы усиливаем давление импорта, видимо, с целью конкуренции. Ну и, наконец, уповаем на иностранные инвестиции. Этого я вообще понять не могу: у них собственным предприятиям некуда девать продукцию, а они, вместо того, чтобы впаривать её нам, начинают у нас вкладываться в создание конкуренции собственным производителям? Ну не смешно?
Ладно бы ещё в мире был бы рост, как в 90-е годы ... Хотя хорошим экономистам уже тогда было ясно, что этот рост не совсем естественный ... Но сегодня-то откровенный спад! Другое дело, что у нас большая часть либералов являются ещё и откровенными либерастами - то есть людьми, у которых солнце встает исключительно в Вашингтоне. Но ведь эти либерасты-то о будущем могут и не думать, для них место в тех же США всегда найдется (правда, совсем не такое красивое, как они мечтают), а вот руководители нашей страны должны же думать о своём будущем!
Впрочем, думает ли об этом Медведев, – большой вопрос. Судя по тому, как он себя повёл в вопросах своего собственного второго президентского срока, принимать даже не жёсткие, а просто неудобные решения, он явно не любит. В любом случае, руководство правительством – это явно не то место, где он отойдёт от обычных принципов. А значит, скорее всего, независимо от того, каким будет состав правительства, оно займётся обычными либеральными делами, полностью игнорируя реальные проблемы страны. Из чего я и предлагаю исходить в рамках возможных взаимодействий с этим самым новым правительством.
И обсуждать планы и задачи, которые оно должно решать явно бессмысленно - поскольку эти самые планы и задачи вменить этому правительству будет просто невозможно. Более того, если такие попытки делать, то оно начнёт от них категорически отбиваться, обвиняя всех, кто это пытается делать, в «некомпетентности», «паникерстве» и, весьма возможно во «вредительстве». А там, глядишь, и до врагов народа доберёмся ... В общем, я подумал, и понял, что не получается у меня конструктивно обсуждать нынешнее правительство, а тратить время на персоналии просто глупо... Так что тему этого правительства мы пока закрываем.