С 1 сентября 2012 года в расписании уроков всех четвероклассников России появится новая дисциплина - «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках курса предусмотрено шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Апробация курса прошла в 21 субъекте федерации в течение 2010/2011 и 2011/2012 учебных годов.
По состоянию на 21 марта светскую этику выбрали около 41% учеников, православие - почти треть, мировые религиозные культуры - чуть больше 20%, ислам - 5,6%, буддизм - 1,2%, иудаизм - 0,1%.
Курсы повышения квалификации уже прошли более половины педагогов - около 38 тысяч. А всего их, готовых вести уроки по разным модулям нового курса, будет почти 70 тысяч, - сообщила глава департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко.
Во многих регионах при подготовке учителей для сотрудничества привлечены представители официальных религиозных организаций. Их комментарии и опыт мы предлагаем вниманию читателей нашей газеты.
…Фярит Ляпин, председатель Мусульманского религиозного объединения Ивановской области:
«При Ивановской Соборной мечети в этом году организованы курсы для учителей, которые с нового учебного года будут преподавать в школах курс «Основы религиозной культуры и светской этики». В этом важном деле мы активно сотрудничаем с областным Институтом развития образования. Обучение прошли 264 педагога, среди которых 116 – это учителя начальных классов, 56 – учителя истории, 68 – учителя литературы и МХК, 24 – учителя других предметов.
Важным направлением их подготовки является практическое ознакомление с различными культовыми сооружениями Иванова, в т.ч. и с Соборной мечетью. После лекции в школе №18 с национально-культурным компонентом традиционно проходит обзорная экскурсия и практические занятия в мечети. Там происходит подробное знакомство с принципами Ислама, религиозной атрибутикой, ответы на вопросы, беседа с имамами и преподавателями арабского языка. Всем учителям мы сообщили номер нашего телефона, чтобы они могли проконсультироваться в любой момент. Они также могут прийти и побеседовать с имамами и прихожанами.
Мы столкнулись и с отрицательным моментом – несколько учителей не захотели войти в мечеть, утверждая, что это противоречит их религиозным воззрениям. Считаю, что это неверное представление и таким людям будет нелегко объективно рассказывать детям обо всех традиционных конфессиях. Возможно, нелегко будет и атеистам. Каждый педагог в этом случае должен хорошо подумать – сможет ли он преподавать этот предмет ».