Наступающая дата вступления в должность новоизбранного Президента РФ побуждает определённые ожидания в различных слоях российского общества. Попытаемся рассмотреть, что это за надежды и насколько они обоснованы.
Как показывают исследования ( 1 ), в новейшей истории России можно выделить два относительно самостоятельных и в то же время взаимосвязанных периода трансформации общества: ельцинское десятилетие и путинское десятилетие.
Первый, охвативший почти все десятилетие 90-х гг. XX в., характеризовался разрушением советской экономической системы и закладыванием основ новой рыночной экономики. Этот период представляется как время волюнтаристских и нелегитимных действий, которые привели к "прихватизации"государственной собственности, обнищанию основной массы населения, деградации экономического потенциала страны. Второй, путинский период реформ, по своим результатам оценивается в значительной части российского общества как поворот в сторону наведения в стране определённого порядка, выведения экономики на траекторию стабильного развития. И на это есть свои основания. По оценкам экономистов РАН, несмотря на кризис 2008-2009 гг., по итогам 20-летия удалось более чем на 17% превысить уровень 1991 г. по объёму ВВП. Выросли реально располагаемые денежные доходы населения, величина которых по итогам двадцатилетия почти на четверть превысила показатель 1991 г. Накопленные финансовые резервы позволили удержать социально-экономическую стабильность в ходе кризиса 2008-2009 гг. Прекратилось снижение, а затем наметился рост рождаемости, которая с 2009 г. превысила уровень 1991 г. Одновременно происходило снижение смертности, что повлекло уменьшение коэффициента естественной убыли населения с 6,6 в 2000 г. до 1,7 в 2010 г. в расчете на 1000 чел. населения. Начал восстанавливаться показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Замедлились темпы сокращения численности населения. Проводимые реформы открыли новые возможности гражданам России для самореализации, профессионального и карьерного роста, занятия предпринимательской деятельностью, участия в общественно-политической жизни. И это, безусловно, способствовало росту авторитета Владимира Путина и Дмитрия Медведева, что в итоге и привело В. Путина к переизбранию на новый президентский срок и сохранению правящего тандема.
С другой стороны, существуют тревожные тренды, которые также имеют под собой объективные и субъективные основания. Несмотря на то, что объем российского ВВП увеличился, не произошло существенного роста в реальном секторе экономики. Важнейший источник роста - инвестиции в основной капитал остаются на четверть ниже уровня 1991 г. Объем строительных работ примерно на 30%, а промышленного и сельскохозяйственного производства на 15-16%, ниже этого уровня. Во время кризиса 2009 г. добывающие производства, в том числе добыча топливно-энергетических ресурсов, практически остались на уровне 2008 г., добыча нефти несколько увеличилась, а обрабатывающие производства сократились на 14%. При этом доля машиностроения в структуре обрабатывающих производств снизилась в 2009 г. до 19%. Это более чем двукратное отставание по данному показателю от Японии и Германии; и полуторное отставание от Китая, США, Франции и Великобритании. Данное обстоятельство влечет рост доли морально и физически изношенного производственного оборудования. В настоящее время оборудование в возрасте от 16 до 35 лет в общем объеме парка реального сектора экономики составляет около 80%.
В структуре российского экспорта на долю сырьевых товаров приходится около 80% и только 20% - на готовую продукцию. Две трети экспорта обеспечивается всего тремя энергетическими товарами - сырой нефтью, нефтепродуктами и природным газом. Кстати, после кризисный рост российского ВВП стал отмечаться, когда в 2010 г снова поднялась цена на мировых рынках на сырьевые товары. Российский импорт на 40% состоит из потребительских товаров, на долю производственного оборудования до кризиса приходилось менее 25% от всего объема импорта. В период кризиса эта доля упала ниже 20%.
Стоит ли удивляться в таких условиях, что в то время как технологические лидеры современного мира характеризуются освоением пятого и началом перехода к шестому технологическому укладу, российская экономика в основном функционирует в рамках четвертого технологического уклада с элементами пятого.
Отметим, что в социальной сфере возможности "социальных лифтов"оказались доступными в основном для узкого круга приближенных к власти людей, прежде всего т.н. "питерских". В это же время основная масса населения столкнулась с ростом коррупции и нерационального бюрократического произвола от органов местного самоуправления до федеральных органов власти, от экономики до политики, от медицины до образования и культуры. Увеличивается социальная поляризация российского общества, что подтверждается постоянным ростом за последние 20 лет разрыва между среднедушевыми доходами 10% наиболее высокодоходных и 10% с наименее доходных слоёв россиян. Из-за отсутствия социальной перспективы, по оценкам социологов, в настоящее время около половины населения страны хотели бы уехать из России с разными целями, причём в группе до 30 лет доля таковых ещё больше. Навсегда хотели бы уехать 13% россиян. Это в два раза больше, чем 10 лет назад. Еще 35% готовы уехать за рубеж на заработки. Смертность населения в 2010 г. оставалась на четверть выше, чем в 1991 г., а к 2013 г. и при оптимистическом варианте прогноза превысит этот уровень на 20%.
Негативные явления в социальной жизни породили волну активных протестов части россиян против итогов парламентских и президентских выборов 2011-2012 гг. Очевидно, что тезисы о массовой фальсификации в ходе выборов были лишь лозунгами протестующих, за которыми в реальности стояло желание изменить социальные отношения, сложившиеся в российском обществе.
С точки зрения самооценки власти, социально-экономическая ситуация в стране достаточно благостная. Так, 2 мая с.г. Премьер-министр РФ В. Путин поблагодарил членов кабинета министров за работу и охарактеризовав годы своего премьерства как курсы повышения квалификации. Он подчеркнул, что удалось не допустить повторения шоков 1998 г. Это, по его мнению, говорит о том, что предложенный и выработанный правительством план антикризисных мер оказался эффективными. В результате экономика достаточно быстро восстановилась и вышла на траекторию роста, - подчеркнул Путин. Он также заметил, что в достаточно сложный период для экономики правительству удалось не сокращать социальные расходы, а наоборот, валоризировать пенсии, начать масштабные программы модернизации в области здравоохранения и образования.
Д. Медведев, который, как известно, покидает пост президента РФ и возглавит кабинет министров, 24 апреля с.г. в ходе расширенного заседания Госсовета назвал семь главных задач, которые станут основными для нового правительства страны. Первая - повышение продолжительности жизни, за 6 лет этот показатель должен увеличиться на 4 года и достигнуть 75 лет. Вторая - рост благосостояния. Доля семей с доходами ниже прожиточного минимума должна быть меньше 10% по стране. Третья касается развития частного предпринимательства, в международных рейтингах комфортности ведения бизнеса Россия должна подняться со 122-го места как минимум на 40-е. Четвертая - безработицу необходимо ограничить минимальным уровнем в 5%, производительность труда повысить в 1,5-2 раза. Пятая - не менее пяти российских университетов должны войти в первую сотню мировых рейтингов. Шестая - сделать так, чтобы большинство российских семей могли улучшать свои жилищные условия не реже чем раз в 15 лет. И седьмая задача - Россия должна быть в десятке ведущих стран по внедрению электронных средств во все области жизни.
Можно ли считать практическую реализацию данных задач адекватным ответом на вызовы, стоящие перед страной в социально-экономической сфере и политике? На наш взгляд, это вопрос дискуссионный. Коррупция, которая больше всего беспокоит российское общество, имеет системный характер, и справиться с ней можно только коренным изменением внутренней политики, выстраиванием новой матрицы социальных отношений. Но об этом речь у тандема не идёт. Не видно так же, как улучшить условия для бизнеса в России, особенно для малого и среднего, в условиях роста тарифов естественных монополий, обострения конкуренции с импортными товарами вследствие вступления России в ВТО, сложившейся системы коррупционных откатов, а также круговой поруки и солидарности на самых верхних этажах власти. Прекрасна идея повысить производительность труда в 1,5-2 раза, но для этого надо целенаправленно вкладывать деньги в "человеческий капитал"и инновационное обновление производственных технологий. Это на фоне того, что к 2014 г. планируется сокращение расходов государственного бюджета в сфере образования на 10%. Отметим также, что в сложившейся социально-экономической системе господствует ориентация экономического интереса собственников на максимизацию немедленного результата с последующим выводом капитала за рубеж, что не способствует развитию производительных сил внутри страны.
Из озвученных тезисов не видно, каким образом государственная политика будет переориентирована от поддержки интересов олигархов к интересам широких слоёв населения. А без этого снизить социальные контрасты и решить социальные противоречия не удастся. Всё это говорит о том, что реальный социально-экономический и политический процесс в России по-прежнему пребывает в развитии, лабилен и носит эвристический характер. Это осознают и в самом тандеме. Так, Д. Медведев, который считается либеральным политиком, выразил согласие возглавить "Единую Россию", рассматривая её перспективы как влиятельной центристско-консервативной силы. Но что вкладывается сейчас в это понятие, когда "оранжевые"лозунги стали буквально на глазах терять поддержку? Речь может идти только о консервации сложившейся социально-экономической системы со всеми её атрибутами: крупной нелегитимной собственностью, олигархией, коррупцией, вывозом капитала за рубеж, сырьевой ориентацией экономики, угнетением социальной сферы, прежде всего - науки образования и здравоохранения, придавленным положением мелкого и среднего бизнеса, кричащим социальным неравенством и т.д. Естественно, официально заявляют совсем другие цели и задачи, но мы сейчас говорим о реальном социальном содержании идущих процессов. Конечно, определённые действия со стороны власти по трансформации существующей политической и социально-экономической системы проводиться будут и, возможно, они достигнут некоторых положительных результатов. Но они не снимут противоречия между социальными группами российского общества, не решат проблем развития страны, не приведут к качественному обновлению российской элиты. Таким образом, вероятность наступления кризисных ситуаций достаточно велика и она обусловлена объективными причинами.
Итак, каков возможный сценарий развития событий. В случае ухудшения социальной обстановки, а это может быть вызвано, например, падением цен на нефть, ростом тарифов ЖКХ, ростом цен на образование и здравоохранение и т.п., резко сократится социальная база поддержки нынешней власти. Возникнет социальный протест, которым в своих целях воспользуется оппозиция и произойдёт ротация власти. Однако вопрос состоит в том, какая именно это будет оппозиция: либерально-прозападная; левая или национально-патриотическая? Сможет ли столь разная по своим идеологическим и, соответственно, политическим установкам оппозиция сформировать коалицию? Последнее представляется сомнительным и в этом случае начнётся борьба за власть между различными политическими силами прежней оппозиции, что чревато хаосом и потерей управления государством. Далее возможен распад страны, внешняя интервенция, установление диктаторских режимов, межнациональные конфликты, грозящие перерасти в вооружённую борьбу и гражданские войны со всеми вытекающими последствиями. На этом фоне, страна, даже если в итоге и сохранится как единое целое, окажется в своём развитии снова резко отброшенной назад, что приведёт к потере государственного суверенитета. Естественно, негативный сценарий имеет стохастический характер. Но вероятность его существует и определяется как внешними факторами, так, и, в первую очередь, внутренней политикой.
Предположим, что цены на нефть сохранятся стабильно высокие и это позволит поддерживать социальную и политическую стабильность в России на приемлемом для сохранения системы уровне. Но и в этом случае, все названные противоречия будут в явном и латентном виде сохранены, что станет существенно сдерживать развитие страны, обуславливать её экономическое отставание и лишать исторической перспективы. Как в этом случае реализовывать интеграционные проекты на постсоветском пространстве, кто и на каких условиях к ним захочет присоединяться? Впрочем, это вопрос отдельный.
Сейчас, на наш взгляд, власти важно понять глобальность и объективность стоящих перед страной проблем, осознать, что полученные на парламентских и президентских выборах голоса россиян это не безусловная поддержка существующего порядка вещей, а кредит ожиданий, который властному тандему ещё необходимо отработать перед обществом. Для этого необходимо, в том числе, самое тесное идейное и кадровое взаимодействие с оппозицией. С левой - в вопросах повышения социальной защищённости населения и проведения антиолигархических мер; с национально-патриотической - в вопросах защиты законных прав и интересов русского народа и Русской Православной Церкви; с либеральной - в вопросах развития малого и среднего бизнеса, в поддержке реальных институтов гражданского общества. Если выстоится конструктивный формат отношений между новой старой властью и имеющей конструктивные идеи оппозицией и в целом с обществом, то перспективы будут и у власти и у страны. Если нет, то это печально.
( 1 ) Р. Гринберг. К. Горшков. Двадцатилетие российских реформ в оценках экономистов и социологов // Мир перемен. №1. 2012 С.8-32.