В последнее время, когда СМИ бурно и зачастую неприязненно обсуждают деятельность Русской Церкви, в центре их внимания оказалась фигура о. Андрея Кураева.
Миссионерская деятельность о. Андрея и раньше привлекала внимание, но после начала череды околоцерковных скандалов некоторые журналисты стали противопоставлять "хорошего"Кураева "плохой РПЦ". Другие, напротив, обвиняют о. Андрея, что он слишком далеко заходит в своем стремлении понравиться разным общественным группам (об этом, например, писал в своем блоге православный публицист Аркадий Малер). Эти обвинения, в свою очередь, истолковывают как "гонения на истинного христианина со стороны РПЦ". В этом же ключе некоторые восприняли упоминание Святейшим Патриархом о "предателях в рясах"на молебне 22 апреля, что многие сочли намеком на о. Андрея, как и заявление патриарха, что священнослужителям не следует участвовать в ток-шоу, где "участники соревнуются друг с другом, желая завоевать симпатии зрителей".
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:
У православных не принято лицемерить, когда речь заходит о критике ошибок совершенных кем угодно. Если патриарху надо высказать критику, то он ее и высказывает.
Когда два месяца назад был первый скандал с осквернением храма Христа Спасителя, отец Андрей Кураев выступил неудачным образом. Духовенство Московской православной академии это ему высказало, и протодиакон признал ошибочность своих слов.
Ему, как и каждому из нас, свойственно ошибаться, и даже свойственно ошибаться чаще, так как он больше трудится, причем на самом переднем крае. Поэтому не удивительно, что против него и критики больше. Помимо того он, разумеется, привлекает ненависть врагов Церкви, а они будут продолжать изливать неприязнь и делать попытки внести раскол в наши ряды, критикуя тех, кто защищает Церковь и противопоставляет христианскому мировоззрению нынешние ценности.
Надо различать, с одной стороны, слабости и несовершенства человека, который кладет свою жизнь на православные проповеди, а с другой – страшное злорадство и сатанинскую энергию тех, кто стремится всегда нанести вред Русской Православной Церкви.