Наверх
— 77,0809 ₽
— 91,3563 ₽

\"Регламент лжи\". Возвращаясь к лесным пожарам в Южском районе

24.04.2012
29 июня 2006 года приказом МЧС России № 386 был утвержден административный регламент, определяющий, когда и каким образом МЧС должно информировать СМИ и население о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, в том числе лесных. Согласно этому регламенту, решение об информировании населения о крупном пожаре принимается лишь в случае, если погибло 5 человек и более, либо пострадало 10 человек и более, либо материальный ущерб составляет 3420 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения пожара. Более того, согласно этому регламенту должностным лицам "запрещается давать сведения, которые могут вызвать панику среди населения", причем перечень таких сведений не определен, равно как и критерии паники. Получается, что пока от крупного лесного пожара не погибло пять человек или не пострадало десять, информировать о нем население еще не требуется; а когда люди уже погибли или пострадали - информировать население уже нельзя, так как это может вызвать панику. Таким образом, данный регламент позволяет должностным лицам МЧС вообще не информировать население о ситуации с крупными лесными пожарами, или информировать несвоевременно и некачественно.
Именно так этот регламент интерпретируется на практике. В частности, в ответе Прокуратуры Ивановской области на письмо Гринпис России об искажении данных о торфяных пожарах в этом регионе говорилось следующее:
"Также сообщаю, что согласно п. 8 Положения о Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868, одной из основных функций МЧС России является информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты. Однако согласно п. 4.1. Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, являющегося приложением к Приказу МЧС РФ от 29.06.2006 N 386, решение об информировании населения о пожаре через средства массовой информации принимается лишь о крупных пожарах и только в случаях, если пожар имел определенные последствия, в том числе погибло 5 человек и более, либо пострадало 10 человек и более. В связи с тем, что ни одно из указанных выше условий при пожарах в Южском районе в августе-сентябре 2011 года не имело место основания для информирования населения о данных пожарах через средства массовой информации и по иным каналам у ГУ МЧС России по Ивановской области отсутствовали".

Ссылка: По мнению прокуратуры, пока от пожара не погибло 5 человек или не пострадало 10, информировать население о нем не надо

Приказ МЧС РФ от 29 июня 2006 г. № 386 получил неофициальное название "Регламент лжи"- за то, что он фактически позволяет должностным лицам МЧС, в нарушение требований Конституции РФ и ряда федеральных законов, предоставлять гражданам и СМИ недостоверную и неполную информацию о ситуации с пожарами на природных территориях, и не нести за это ровным счетом никакой ответственности.
Гринпис России направил Президенту РФ письмо о необходимости отмены данного административного регламента, по крайней мере в той части, которая касается информирования граждан о пожарах. Ниже приводится текст письма.

№ 12 / 116 от 20.04.2012
Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Приказом МЧС России от 29.06.2006 № 386 утвержден Административный регламент МЧС РФ по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 4.1 Регламента критериями, решение об информировании населения через СМИ о чрезвычайных ситуациях при крупных пожарах принимается, если погибло пять человек и более, либо пострадало 10 человек и более, либо материальный ущерб составляет 3420 МРОТ на день возникновения пожара. Кроме того, Регламент запрещает при организации информирования населения давать сведения, которые могут вызвать панику среди населения (какие именно сведения могут вызвать панику среди населения, Регламент не уточняет).
Поскольку Регламент позволяет не информировать население о крупных пожарах, пока от них не погибло пять человек либо не пострадало десять, а информация о гибели такого количества людей может вызывать панику, получается, что Регламент позволяет МЧС, его подразделениям и должностным лицам вообще не информировать население о чрезвычайных ситуациях, связанных с крупными лесными пожарами.
Это является прямым нарушением прав граждан Российской Федерации. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (а информация о крупных лесных пожарах является важной составной части информации о состоянии окружающей среды). В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти обязаны оперативно и достоверно информировать население через СМИ о прогнозируемых и возникших ЧС (к которым относятся в том числе крупные лесные пожары). В соответствии с Положением об МЧС России, утвержденным Указом Президента России от 11.07.2004 № 868, МЧС России организует информирование населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах. В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О государственной тайне", не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях.
Таким образом, Регламент противоречит требованиям действующего законодательства в части установления ограничений на распространение информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах. В связи с этим просим Вас принять меры к признанию этой части Регламента не действующей и не подлежащей применению.

Приложение. Обоснование на трех страницах.

С уважением, Исполнительный директор Цыпленков С.А.

Вернуться к списку новостей