Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Христос Воскресе!
Вновь пришел на землю великий, всерадостный и спасительный день Светлого Христова Воскресения. Озаренная Божественным светом, ликует вселенная. Славословят ангелы на небесах, торжествуют люди, трепещут в страхе демоны.
По безграничной любви Божией к Своему творению Господь Иисус Христос «нас ради человек и нашего ради спасения» вочеловечился, пострадал и умер на Кресте – чтобы, взяв на себя грехи мира, воскреснуть «для оправдания нашего» (Рим. 4, 25).
Воскресение Христово – центральное событие человеческой истории. В нем сосредоточие христианства, наших надежд и упований. Вся евангельская история, события из земной жизни Спасителя, чудеса, о которых мы читаем в Священном Писании, своим завершением имеют сегодняшний Праздник праздников и Торжество из торжеств.
Воскресший Господь обращается к каждому из нас. Он дает людям бесценные дары бессмертия, вечности и нетления, которые становятся главными свойствами обновившегося во Христе человека.
Наш современник, преподобный Иустин (Попович) подчеркивает: «Им (то есть Христом) мы все стали бессмертными и вечными. Я бессмертен и вечен для вас, вы бессмертны и вечны для меня. Будем жить как бессмертные и вечные существа! Ради этого человеколюбивый Господь и пришел в наш земной мир, и воскрес, и преподал нам свое вечное Евангелие, и основал Свою вечную Церковь. И этим Он уготовал нам бессмертную и вечную жизнь. Христос Воскресе! И все Его стало нашим, лично моим и лично твоим».
Преподобный Иустин называет людей вечными собратьями в Воскресшем Господе и подчеркивает никогда не прекращающуюся значимость каждого из нас друг для друга.
Возможность пользоваться дарами Воскресения Христова достигается православным христианином через личное нравственное усилие, преодоление самого себя.
Апостол Павел стремился ко Христу, «чтобы познать Его, и силу воскресения Его». Для этого, подчеркивает он, необходимо участие в страданиях Христовых «сообразуясь смерти Его» дабы «достигнуть воскресения мертвых» (Филип. 3, 10). «Говорю так, - продолжает святой апостол, - не потому, чтобы я уже достиг или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус» (Филип. 3, 12).
Вот как описывает такой путь соучастия христианина в страданиях Христовых преподобный Симеон Новый Богослов: «Подражай своему Христу и Богу. Пострадай и ты за свое спасение, как Он пострадал за тебя. Он, хотя Его и осмеивали, не раздражался, а ты ропщешь? Он терпит оплевания, пощечины и бичевания, а ты не можешь потерпеть и одного жесткого слова? Бог заушается от никчемного раба, а ты не хочешь потерпеть этого от такого же страстного человека, как сам? Стыдишься стать подражателем Бога – как же тогда будешь соцарствовать с Ним и сопрославляться в Небесном Царстве, если не терпишь своего брата? Поэтому я говорю и не перестану повторять, что тот, кто не стал подражателем в страстях Христовых через покаяние и послушание и не соделался соучастником Его смерти, не будет также соучастником в духовном воскресении и не получит Святого Духа».
Где же взять силы для такого нравственного усилия? Они подаются нам в церковных Таинствах, в первую очередь в Евхаристии, в причащении Святых Христовых Таин, предваряемом покаянием. Именно через это преодолевается греховная немощь человеческого естества. Здесь упраздняются все межличностные, семейные и общественные разделения. В самом деле, разве возможно какое-то противостояние людей друг другу, если, как говорит святой апостол Павел, «мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12, 5)? Только те дары, которыми наделил свою Церковь Воскресший Христос, могут исцелить и каждого из нас, и весь мир.
«Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» - говорит Господь, обращаясь к нам через Священное Писание (Втор. 30, 15). Что изберем мы для себя, для наших детей и внуков, родных и друзей, Отечества, для всего мира? Сможем ли, выбирая грех, жаловаться на власти или на невнимание близких, на жизненные неудачи и невзгоды? Ведь мы призваны в этой очень скоротечной жизни преобразить в Боге не только самих себя, но и окружающую реальность.
Пусть же Воскресший Господь просветит ум наш светом разума Святого Евангелия Своего, душу – любовью Креста Своего, сердце – чистотой словес Своих, чтобы мы могли выбрать путь любви и правды, ведущий в Царство Небесное.
Пасха – по слову святителя Иоанна Златоуста, величайшее торжество любви и мира, «пир веры» и «богатство благости». Это победа Христа Спасителя над смертью и адом, над враждой и ненавистью. Ему Воскресшему, единственной нашей Вечной Радости, Истине, Жизни, Блаженству и Любви предаем мы со всеми святыми свою жизнь здесь и в вечности.
Вновь и вновь сердечно приветствую всех вас, дорогие отцы и матери, братья и сестры с великим и спасительным праздником Воскресения Христова!
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!
+Иосиф,
епископ
Иваново-Вознесенский и Кинешемский
Пасха Христова
город Иваново
2/15 апреля 2012 года