Сегодня Ивановская область занимает лидирующие позиции по покрытию убытков от пригородных пассажирских перевозок по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, по территории которых пролегает Северная железная дорога, а также по объёму отправляемых грузов. Наша беседа ([i]газеты «Северная магистраль» и Александра Фомина – 1000inf.ru ) – о сотрудничестве магистрали и Ивановского региона.[/i]
– Александр Германович, за счёт чего удаётся справляться со столь непростой задачей, как покрытие убытков от пригородных пассажирских перевозок?
– Исторически сложилось, что железнодорожные пути в Ивановской области проложены, разделяя города и населённые пункты на разные части, но с обеспечением транспортного сообщения. Это было вызвано экономической целесообразностью. Поэтому мы стараемся поддерживать наше сотрудничество с магистралью на высоком уровне и стремимся сделать всё, что от нас зависит.
В 2010 году в бюджете Ивановской области были предусмотрены ассигнования на предоставление субсидий Ярославскому региону Северной железной дороги на возмещение убытков вследствие регулирования уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в сумме 26 млн 358,1 тыс. руб.
В 2011 году комитетом Ивановской области по транспорту на расчётный счёт ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» были перечислены средства на возмещение расходов по организации пригородных железнодорожных перевозок на территории Ивановской области в общей сумме 62 млн 168,8 тыс. руб. (56 млн 676 тыс. руб. – за счёт средств областного бюджета, 5 млн 492,8 тыс. руб. – за счёт средств федерального бюджета).
Эти средства были направлены на возмещение убытков вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа в пригородном сообщении, возмещение 50% стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте отдельных категорий граждан. А также компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате предоставления мер социальной поддержки обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше семи лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования при проезде железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в период с 1 января по 15 июня включительно и с 1 сентября по 31 декабря включительно в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Ивановской области.
В бюджете Ивановской области на 2012 год на финансирование расходов по организации пригородных железнодорожных перевозок, осуществляемых ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» на территории Ивановской области, предусмотрены ассигнования в общей сумме 56 млн 073,2 тыс. руб., в том числе на возмещение убытков вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа в пригородном сообщении – 52 млн 012,5 тыс. руб., а также возмещение 50% стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте отдельных категорий граждан – 4 млн 060,7 тыс. руб.
Правительство Ивановской области осознаёт необходимость сохранения и развития железнодорожных перевозок, ведь для многих ивановцев (студентов и тех, кто из области ездит на работу в областной центр и другие города) этот вид транспорта является предпочтительным.
– Какова доля СЖД в формировании областного бюджета?
– В Ивановской области находятся обособленные подразделения Северной железной дороги, в связи с чем магистраль производит налоговые отчисления как в областной, так и в местные бюджеты (налог на прибыль, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на доходы физических лиц).
Так, по состоянию на 1 января 2012 года в Ивановской области по виду экономической деятельности «деятельность железнодорожного транспорта» удельный вес суммы поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней в общей сумме поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней составил 1,7%.
При этом удельный вес суммы поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Ивановской области в общей сумме поступления данного налога в консолидированный бюджет региона составил 4,4%.
Удельный вес суммы поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Ивановской области в общей сумме поступления данного налога в консолидированный бюджет региона составил 1,8%.
Удельный вес суммы поступления налога на имущество организаций в консолидированный бюджет Ивановской области в общей сумме поступления данного налога в консолидированный бюджет Ивановской области составил 1,8%.
Кроме того, удельный вес суммы поступления налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет по виду экономической деятельности «деятельность железнодорожного транспорта» в общей сумме поступления данного налога в федеральный бюджет составил 0,8%.
– В 2011 году показатели погрузки и выгрузки на территории региона значительно возросли. Как это отразилось на деятельности предприятий Ивановской области?
– В 2010 году в Ивановской области погрузка товаров предприятиями региона по отношению к уровню прошлого года выросла на 16,3%. При среднем росте погрузки по СЖД всего на 1,7% погрузка предприятий Ивановской области за десять месяцев текущего года выросла на 16,3% по отношению к уровню прошлого года, выгрузка увеличилась на 17,1%.
Таким образом, в настоящее время Ивановская область занимает первое место среди регионов, находящихся в зоне обслуживания Северной железной дороги, по объёму грузоотправления подвижным составом РЖД, что является наглядным индикатором роста региональной экономики.
Однако в связи с ростом грузооборота магистрали возникали и сложности, связанные с вывозом грузов железнодорожным транспортом. В июне 2011 года у ОАО «Ивхимпром» была проблема с отгрузкой готовой продукции в среднетоннажных контейнерах (трёх- и пятитонных). ОАО «ТрансКонтейнер» прекратило приём заявок на отправку грузов в таких контейнерах, ссылаясь на отсутствие контейнеров и полувагонов для их перевозки. Пришлось отправлять малотоннажные грузы автотранспортом, что для отдалённых регионов (Иркутская область, Ханты-Мансийский автономный округ и др.) приводит к значительному удорожанию продукции и может привести к потере потребителей.
Из-за прекращения перевозок в таких контейнерах, которые планируют исключить из эксплуатации во второй половине 2012 года, проблемы могут возникнуть и в ближайшее время.
– Поделитесь, пожалуйста, планами. Как будет развиваться сотрудничество Северной железной дороги и Ивановской области?
– В настоящее время магистраль проводит работу по оптимизации инфраструктуры железной дороги. Правительство Ивановской области активно и плодотворно сотрудничает с Северной в этом направлении.
Также активно будет продолжена работа по основным направлениям сотрудничества, таким, как организация перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, в том числе связанных с ними возмещением убытков и компенсации потерь в доходах дороги, и, конечно, по вопросам осуществления перевозок грузов.
Необходимо отметить, что мы прорабатываем вопрос об электрификации Ивановского направления железной дороги. Это сложный и дорогостоящий проект, который в настоящее время является нашей общей задачей на перспективу. Безусловно, что при пуске на Ивановском направлении современных скоростных поездов Ивановская область выйдет на новую ступень развития в плане совершенствования транспортной инфраструктуры.
Убеждён, что положительного результата можно достичь при совместной оценке понесённых в целом убытков и проведении оптимизации инфраструктуры при условии прозрачности информации о прибыли и убытках.
В досье
Основные транспортные узлы Ивановской области – Иваново и Кинешма. Протяжённость железных дорог области – 590 км, из них 345 км – общего пользования. Железнодорожный транспорт имеет местное и региональное значение (линии Иваново – Александров, Иваново – Новки, Иваново – Кинешма и Ермолино – Нерехта, Заволжск – Первушино), все линии однопутные на тепловозной тяге. В Ивановской области расположены локомотивное депо и товарная станция Иваново.
Тамара Шарова