Строительное и дорожно-строительное машиностроение, как и большинство других отраслей машиностроительного комплекса, продемонстрировало положительную динамику производства в 2011 году. При этом темпы роста производства основных видов продукции в отрасли были достаточно высокими, однако объем производства существенно отставал от докризисного уровня.
В целом рост производства в отрасли, оцениваемый по четырем группам продукции (гусеничные трактора, экскаваторы, автогрейдеры и башенные краны в пересчете на среднегодовые цены), составил в 2011 по сравнению с 2010 годом 14%, что почти соответствует среднему показателю по российскому машиностроению. Результат мог бы быть выше, однако рост производства самой представительной продукции в отрасли – экскаваторов – был почти нулевым.
По всем видам продукции сохраняется существенное отставание от докризисного объема производства. Выпуск башенных кранов, экскаваторов и гусеничных тракторов по объемам сейчас находится на уровне начала девяностых годов прошлого столетия.
Сильнее всего пострадал выпуск башенных кранов. И хотя их производство выросло по сравнению с 2010 годом на 40%, но на фоне докризисного уровня, можно сказать, что выпуск этой продукции осуществляется в штучном режиме. По сравнению с докризисным уровнем производство башенных кранов ниже в 5.5 раза – это худший результат среди всех видов продукции тяжелого машиностроения. Ненамного лучше на фоне предкризисных показателей выглядит производство гусеничных тракторов и экскаваторов. Более уверенное восстановление наблюдается в производстве автогрейдеров – их производство уже превысило уровень 2006 года.
При этом динамика производства дорожно-строительной техники на разных предприятиях была разнонаправлена. По некоторым видам продукции рост производства был обеспечен одним или двумя заводами, тогда как другие профильные предприятия продолжали сокращать производство. Таким образом, главным фактором роста производства строительной техники стал фактор низкой базы. Отрасль продолжает восстанавливаться после шокового обвала в 2009 году. Основной потребитель продукции отрасли - строительный сектор также постепенно восстанавливает производство, хотя и недостаточно активно. В 2011 году рост объема работ по виду деятельности «Строительство», согласно данным Росстата, составил всего 5.1%, а объема жилищного строительства – 6.6%. При этом инвестиции в основной капитал строительного сектора снизились за год на 10%.
По оценке экспертов «РИА-Аналитика», в 2012 году положительная динамика производства строительной техники сохранится. При этом темпы роста могут сбыть на уровне 15%. Докризисный объем выпуска достигнут не будет. Следует учитывать большую конкуренцию на внутреннем рынке строительной техники со стороны импорта, а также низкую господдержку отечественных производителей строительной техники.
Динамика производства строительной и дорожно-строительной техники
Экскаваторы
Ивановская область (Кранэкс)
2011 г. в % к 2010 г. – 125%
Башенные краны
Ивановская область (Строммашина)
2011 г. в % к 2010 г. – 38,9%