Не дождавшись регистрации в качестве кандидата на пост Президента РФ, Михаил Прохоров опубликовал свою предвыборную программу . На самом деле, у меня нет абсолютной уверенности, что Прохорова зарегистрируют, но вероятность этого я нахожу достаточно большой. Причина проста: с точки зрения кремлевских стратегов, он безобиден и в чем-то полезен. Безобиден он просто по той причине, что шансов на большой успех у предприимчивого олигарха нет. Стратегия кампании строится на предположении, что в первом туре Путин выиграет, и выиграет он, прежде всего, у Зюганова, которому отведено второе место. Об этом свидетельствуют и результаты думских выборов, на которых КПРФ получила уж никак не меньше, чем ей официально посчитали и данные опросов, и опыт.
Конечно, какие-то голоса Прохоров у Путина отберет. Но нет худа без добра: власти явно рассчитывают на то, что за Прохорова проголосует довольно обширная периферия электората КПРФ, которая на думских выборах поддержала ее как самую убедительную «другую партию». Если так, то разрыв между Путиным и Зюгановым в первом туре возрастет: первому такое будет приятно, а у второго будет меньше соблазна поднимать шум по поводу нарушений. Погундит и успокоится. Многие помнят 1996 год.
И, конечно, Зюганов прав, когда усматривает за Прохоровым тень генерала Лебедя. Второй тур маловероятен, но если будет, то Прохоров сыграет именно такую роль. Голоса он, конечно, никому не передаст, да это и невозможно, но вот для форматирования кампании как выбора между (пусть и не очень хорошим) Путиным и (просто ужасным) Зюгановым он просто незаменим. Сам миллиардер уже сейчас намекает, что не в Путине дело, а в системе, стыдливо умалчивая, что сердцевину системы «ручного управления» образует именно фигура лидера.
Казалось бы, совершенно безразлично, что именно написано в программе Прохорова. Мог бы пообещать повышение среднемесячной температуры на 3 градуса. Но дело в том, что полезность Прохорова для той самой системы, которую он обличает в преамбуле к программе, отнюдь не исчерпывается приведенными выше электоральными соображениями. Собственно говоря, еще на заре политической карьеры миллиардера Владислав Сурков заметил, что вот средний класс есть, а партии у него нет. Остается бесхозным. Непорядок. Потом, правда, вышла заминка с Ройзманом. Архитектор политсистемы рассудил, что и так обойдутся, не баре, пусть голосуют за «Единую Россию».
Но не обошлись, а совсем даже наоборот – начали бузить. Значит, все-таки нужно осваивать эту заброшенную делянку. В электоральный потенциал среднего класса Кремль, конечно, не верит. Но теперь он убедился, что шума от хомячков, бандерлогов и вообще лучших людей может быть столько, что проблем не оберешься. Шум этот разносится по всей стране, подрывая лояльность избирателей – но, самое главное, вызывая недоумение региональных лидеров, которые для обеспечения победы в первом туре особенно важны. Чтобы все получилось, шум должен прекратиться. А чтобы он прекратился, нужно дать смутьянам цацку. Отсюда Прохоров: он пообещает то, что они хотят услышать. А они поверят, что все по-настоящему. Вот вам выборы. Ах, ваш кандидат проиграл? Ну, так народ у нас такой. Опять недовольны? Ничего, кто-то всегда недоволен. Это борьба, дружок. Возвращайся к Angry Birds.
Вот с этой точки зрения программа Прохорова представляет немалый интерес. Она рассказывает нам о том, какие именно запросы приписываются среднему классу. Скажем, не нравится, что Путин идет на третий срок? ОК, начиная с прохоровского президентства сроков будет только два, а дальше – ни-ни. Более того, сам Прохоров обещает отработать президентом лишь 4 года, подать в отставку в 2016 г. Хотели уведомительный принцип регистрации партий? Получите. Прямые выборы губернаторов, мэров и членов Совета Федерации? Пожалуйста. Трехпроцентный барьер, избирательные блоки и смешанная система с одномандатными округами? Сколько угодно. Расширить полномочия Думы? Тоже не проблема.
И даже пресловутым националистам – тоже ведь шумевшим на Сахарова – брошена маленькая, почти незаметная косточка, ибо Прохоров обещает сократить число регионов, и под сокращение (додумает просвещенный националист) попадут, прежде всего, этнические образования. В завершение политической части программы Прохоров, естественно, обещает «добиваться» роспуска избранной 4 декабря Думы. Все для вас, родные.
В программе Прохорова есть и много неполитических предложений, но сосредоточусь на политической части. Тут мне легче судить. Почему эти предложения выглядят такими хорошими? По той простой причине, что они взяты непосредственно из массового сознания. Каждое по отдельности. Это – идеи, имеющие широкое хождение. Но если попытаться свести их вместе, то ничего не получается.
Хорошо, расширим полномочия Думы, дав ей право утверждать кандидатуру не только премьера, но и отдельных министров. Именно так у Прохорова. Конечно, если в Думе есть пропрезидентское большинство, то это не проблема. Но, собственно, тогда вся процедура превращается в пустую формальность. А если такого большинства нет, то – берусь утверждать – утверждение правительства с согласованием каждого министра будет занимать годы. Ситуация двойной ответственности правительства перед президентом и парламентом сама по себе является встроенным кризисным механизмом. Прохоров доводит эту ситуацию до абсурда.
Хорошо, пусть будет уведомительная регистрация партий. Тогда зачем – если любой гражданин, собрав 500 избирателей, сможет создать партию и без проблем участвовать в выборах – нужны одномандатные округа? Но если они есть, то зачем облегчать создание партий? Ведь ясно, что в округах будут побеждать те же люди, что и в 90-х, то есть преимущественно авторитетные бизнесмены и чиновники, одобренные губернатором. А губернатор, по Прохорову, будет избираться напрямую, и это значит, что его политические ресурсы только возрастут. При этом других значимых игроков в регионах так и не появится.
Почему бы не попробовать нормальную пропорциональную систему, с округами малой и средней величины? Но если уменьшить величину округа, то зачем нужен барьер, хотя бы и трехпроцентный? А если ее не уменьшать, то как реализовать еще одну идею Прохорова – запретить отказы от мандатов? То есть – кем заполнять освободившиеся по объективным причинам места? В округе на 225 депутатов не будешь проводить выборы для замещения каждого мандата… А уж о том, чтобы сократить число субъектов федерации через референдумы, и говорить всерьез не приходится, хотя сама-то по себе идея сокращения – здравая.
Все эти вопросы имели бы смысл, если бы Прохоров действительно хотел реформировать политическую систему таким образом, чтобы институты заработали. Но ничего подобного он делать, судя по всему, не собирается. Он просто говорит то, что – в представлении обслуживающих его политтехнологов – хочет услышать его целевая аудитория. А если так, то продуманные, системные решения не нужны. Достаточно обещаний, приятных для слуха, убаюкивающих. Никто ведь не ждет логики или иной познавательной ценности от текста «Бай-бай, бай-бай, поди, бука, на сарай, коням сена надавай. Кони сена не едят, все на буку глядят, баю-баюшки, бай-бай!» У подобных текстов другая задача.