Наверх

Палех, который, в общем-то, уже и не Палех

15.01.2012
Недавно федеральные чиновники озвучили приятную новость для предприятий, выпускающих изделия народных художественных промыслов. В 2012 г. знаменитые на весь мир предприятия в Хохломе, Гжели, Жостово, Палехе и других уголках России получат государственную поддержку в размере 270 млн. рублей. Мастера деньгам, безусловно, рады.
Однако народным промыслам сейчас нужны не только и не столько деньги, сколько внимательное отношение со стороны власть имущих, внятная концепция развития отрасли, помощь в решении самых насущных проблем. Потому что жизнь у самой старинной, самой красивой, самой «сказочной» отрасли российской промышленности сегодня далеко не сказочная.
Как рассказали корреспонденту «АН» в Ассоциации народных художественных промыслов России (АНХП), первая и главная проблема «народного искусства» сегодня кроется в слабом правовом регулировании. Закон «О народных художественных промыслах» был принят ещё в 1999 году. Уже тогда специалисты находили в нём массу пробелов. Сейчас ситуация только усугубилась. Поэтому специалисты Ассоциации НХП уже давно просят законодателей внести поправки, которые существенно улучшат положение отрасли.
Первая задача, которую стремятся решить авторы поправок, – защитить «творческое лицо» промысла, его художественную уникальность. В сегодняшнем законе «защитных» механизмов нет, а потребность в них огромна – иначе целый ряд уникальных производств Россия может полностью потерять. Например, в тревожном положении оказался всемирно известный оренбургский пуховый платок. Некие ушлые дельцы развернули производство, где под этой маркой вяжут и продают платки из крашеной шерсти. Это нарушает все мыслимые и немыслимые каноны. Испокон века эти изделия были снежно-белыми или серыми. Именно такими их любят и знают во всём мире. А тут – на тебе! При этом логика у коммерсантов железная: «людям нравится, прибыль идёт». С той же проблемой столкнулись и в знаменитом селе Палех Ивановской области – вотчине лаковой миниатюры. Несколько предприятий промысла, опять же опираясь на пресловутое «людям нравится», стали использовать для росписи всё больше и больше золотой краски. Этот приём никогда не считался традицией Палеха, и «слишком золотые» шкатулки и картины уже вряд ли назовёшь произведениями народного искусства: скорее это китчевые сувениры на потребу туристам.
«Оптимальный выход – это создание гильдий, которые объединили бы все предприятия одного промысла и, самое главное, осуществляли бы надзор за сохранением художественной уникальности и традиций, – рассуждает Сергей Симонов, главный художник Гжельского фарфорового завода. – Наш промысел в России представляют четыре завода, и некоторые, к сожалению, работают по принципу «что хочу, то и ворочу». Например, появляются такие «гжельские поделки», как раскрашенная голубым и белым свинья с бутылкой водки. Это же позор для нашего искусства! Я уже и не говорю об ужасных с художественной точки зрения «символах года», которые производятся в промышленных масштабах с целью быстрого заработка. Кроме того, гильдия могла бы частично взять на себя борьбу с распространением контрафактной продукции. Эта проблема сейчас приняла катастрофические масштабы: сегодня «гжели» с Украины и из Китая в России в разы больше, чем настоящей!»

Вернуться к списку новостей