Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
От всего сердца поздравляю вас со светлым праздником Рождества Христова!
Святитель Григорий Неокесарийский говорит о сегодняшнем торжестве: «Великое и чудное таинство видим ныне мы, братие. Пастыри с радостными восклицаниями являются вестниками к сынам человеческим. В вышних поют Ангелы, возглашают гимны Архангелы; небесные Херувимы и Серафимы воспевают хвалу во славу Бога. Все вместе совершают радостный праздник, видя Бога на земле и человека, взъемлемого к небесам».
Смысл Рождества Христова – дать возможность человеку достигнуть Небесного Иерусалима. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов описывает это в следующих словах: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3, 16)
Как достичь такой вечной жизни? О пути к ней напоминает сегодня один многовековой рождественский обычай - украшение срубленной ели. Он показывает, что человеческая природа, как бесплодная и безжизненная ветвь, только во Христе, источнике жизни, света и радости, может принести подлинные духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22 – 23).
Более того, всякий желающий спастись, призван сначала родиться свыше. О таком таинственном рождении Спаситель свидетельствует в беседе с Никодимом: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3, 3). Это рождение совершается через церковные Таинства. Именно здесь происходит непостижимое обновление личности, приводящее её к подлинной свободе.
Современный человек, зачастую, ощущает себя перегруженным проблемами. Иногда ему кажется, что вырваться из замкнутого круга бытия уже практически невозможно. Но вот святой апостол Павел восклицает: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» (2 Кор. 5, 17).
Оказывается, человек может быть больше самого себя, собственной истории, своего окружения. В покаянии и соединении со Спасителем всякий из нас может отвергнуть тяготеющий над нами грех и, тем самым, изменить свою жизнь.
Преподобный авва Дорофей свидетельствует, что приближаясь ко Христу, люди преодолевают взаимную разобщенность.
Исполнить заповеди своего Спасителя мы можем только общаясь с другими людьми, отдавая им свою любовь, свои силы, свое время. В этом – основа христианского межличностного общения. Она наиболее достижима в таинстве Святой Евхаристии. Святитель Кирилл Александрийский пишет, что Господь, «благословляя верующих в Него посредством таинственного причастия (Евхаристии) – делает их сотелесными как Ему Самому, так и друг другу. Кто в самом деле мог бы разделить и от природного единения друг с другом отвергнуть тех, кто посредством святого Тела связан в единство со Христом?».
Вот почему основой нашей церковной жизни является приходская община, собранная в храме вокруг Чаши Христовой. Именно здесь находится подлинный источник обновления и преображения личной, семейной, общественной жизни. Но, сколь часто наши прихожане не ощущают себя в полной мере членами одной большой церковной семьи. Как горестно, что даже в храме они оказываются отчуждены друг от друга.
Поэтому одна из самых главных наших задач – возрождение прихода, восстановление всех присущих Церкви и утраченных за годы безбожия форм социального служения, развитие катехизации, взаимной поддержки, общего делания прихожан. Именно на это обращалось большое внимание на состоявшемся в Москве Архиерейском соборе Русской Православной Церкви.
В истекшем году усилия духовенства и мирян Иваново-Вознесенской епархии были направлены на укрепление приходской жизни, восстановление и строительство храмов, развитие церковного просвещения, социальной и молодежной работы.
Мы имели возможность для совместной молитвы во время общеепархиальных богослужений и крестных ходов, что особенно проявилось в дни празднования Собора Иваново-Вознесенских святых. Тогда на нашей древней земле торжественно встречали ковчег с частью мощей святого Великомученика и Победоносца Георгия.
Традиционными стали общеепархиальные фестивали «Рождественский подарок» и «Светлый праздник», Кирилло-Мефодиевский форум «Вера. Родина. Культура», молодежный историко-патриотический краеведческий поход по местам боевой славы 1609 года.
Особенно отрадно, что впервые в истории епархии был создан молодежный поисковый отряд, который начал активную работу по поиску и перезахоронению солдат, павших смертью храбрых в период Великой Отечественной войны.
Мы приступили к такому важному делу, как открытие новых приходов и общин в тех населенных пунктах, где православные верующие до сих пор не имеют возможности собираться для совместной молитвы.
Необходимость этого очевидна, она особо подчеркивалась прошедшим Архиерейским собором. К сожалению, таких деревень и сел еще достаточно много в нашей Ивановской области. Более того, даже в самом областном центре один приход приходится более чем на тридцать тысяч человек.
Всем нам предстоит большое поприще работы, призванной развивать церковную жизнь на приходском, благочинническом, общеепархиальном уровне. Именно такие труды взаимно обогащают православных христиан, выявляют их церковное единство. Через это делание преображается во Христе окружающий мир, преодолеваются существующие в нем рознь и нестроения.
К этому призывает нас родившийся в Вифлееме Богочеловек Христос. «Сколько благ, - пишет святитель Василий Великий, - доставило нам Спасителево вочеловечение, потому, что расторгнутое и на тысячи частей рассеченное естество человеческое по мере сил своих снова приходит в единение и с самим собою, и с Богом».
Всечестные отцы, матери, братья и сестры! Вновь и вновь, от всей души поздравляю вас с великим и достославным праздником Рождества Христова!
С чувством благочестивого умиления, смиренной веры, благоговейной радости приступим к яслям Богомладенца Христа: «Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог».
Будем же просить, чтобы Он запечатлел Себя в нас, чтобы оставил в нас Свой след и черты всесвятого и богочеловеческого Своего Лика, дабы нам «подобными образу» Его (Рим. 8, 29) и подготовиться к беседе со своим Спасителем в будущем нескончаемом веке.
«Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы… Мы же непрестанно вопием»: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2, 14)
+ Иосиф, епископ
Иваново-Вознесенский и Кинешемский
Рождество Христово, город Иваново
25 декабря 2011/7 января 2012 года