Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В эти дни вспоминается библейская история об исходе еврейского народа из Египта. Многие прекрасно знают, что речь там идет о том, как пророк Моисей вывел из плена евреев, чтобы привести в Землю Обетованную, то есть в некую обещанную Богом страну, где ветхозаветный народ мог бы жить, определяя свою судьбу самостоятельно. Надо сказать, что многие, если не все, этого не очень-то и хотели. Спокойное сытое существование в рабстве было им милее свободной жизни в неизвестной и на то время чужой стране. К тому же само путешествие было не из легких: пустыня, жара, вода ограничена, и так сорок лет. Представляете? Могло бы быть меньше, но народ Божий поднял бунт, мол, нет у нас нашей любимой еды (а любили они рыбу, которую в Египте ели даром, огурцы, дыни, лук, репчатый лук и чеснок; и чудесная небесная манна, которой их кормил Бог, пришлась им не по вкусу). Так вот, в том числе и из-за этой пошлости увеличился срок их скитаний, причем почти что ни одного из рожденных в рабстве, включая и самого Моисея, в Землю Обетованную Бог не пустил.
Но, тем не менее, Его намерение поселить там свой народ было непреклонным. И вот рожденные в пустыне дети рабов все же вошли туда, утвердились и стали жить самостоятельно, стремясь, как им казалось, к добру и справедливости. Ведь почти каждый считает, что совершает свои поступки во имя добра. Не правда ли? Получалось это у них, в общем-то, не всегда, чаще даже и вовсе не получалось. Бог их наказывал, пытаясь, наставить на пути истинные, миловал, прощал, одним словом, заботился как о чем-то очень дорогом и важном. И позже стало понятно, для чего все это было. Оказалось, что в этом народе суждено было родиться высшему смыслу всех, может быть, часто и неосознанных, человеческих устремлений. Должен был наконец-то раскрыться Божий замысел о человеке. И раскрылся он во Иисусе Христе, о котором сказано, что Он есть любовь. И хоть Христос пришел на землю, когда евреи не имели политической свободы, они уже давно осознавали себя единым народом со своими целями и ценностями, и свободу свою реализовывали в религии. Тогда-то и стало ясно, почему так настойчив был Бог в пустыне. Нужно Ему было, чтобы евреи стали свободными, потому что в рабской душе не может родиться любовь. И чтобы пришел на землю Бог, народ Божий должен был стать свободным. Вы скажете, и раб может полюбить. Да, может, но полюбивший раб уже не раб, потому что он не боится ни хозяина, ни смерти.
Надо сказать, что, с христианской точки зрения, свобода как таковая не является ни добродетелью, ни совершенством. Ведь ясно и, как же часто это случалось в истории человечества, свобода может обернуться трагедией как для отдельных людей, их близких, так и для целых народов и цивилизаций. Но есть одно «но», и это «но», судя по всему, непреложно: в душе несвободного человека никогда не будет ни смысла, ни красоты, ни любви. Можно сказать, не будет самого человека, и о возможности встречи с божественным и говорить не придется. Христос говорит ученикам незадолго до смерти: если Я не пойду на крест, Святой Дух не придет к вам. И знаете, почему не придет? Не придет потому, что пока есть внешний авторитет, пусть это даже сам воплотившийся Бог, человек, принимая его слова как данность, как некое внешнее повеление, не поступает согласно своему собственному выбору. А причастность Святому Духу это удел свободных душ. Без свободы любовь невозможна.
И здесь речь идет, конечно же, не о политической свободе, но о самой способности самостоятельно отличать добро от зла, высокое от низкого и, уходя от низкого, стремиться к высокому. При этом самым страшным и губительным для души человека оказывается такое положение вещей, когда злу удается убедить всех или многих, что оно, видите ли, добро. Грешат-то все, но пока грех опознается как низость, как разрушающая сила, возможно покаяние, изменение сознания. В противном случае — покаяние невозможно, и начинается гангрена души, которая приводит к духовной смерти. Так вот, со всею доступной мне кротостью, не поддерживая никакие партии и не противоборствуя ни одной из них, для христиан и для всех, кому не безразлична собственная душа и ее способность видеть в жизни смысл, красоту и любовь, я хочу засвидетельствовать: гордыня, превозношение над людьми, пренебрежение ими — это зло. Это грех против заповеди Христа о любви к ближнему, потому что не бывает любви без уважения.
Между тем, в силу определенного устроения власти в сегодняшнем нашем обществе, это высокомерное отношение к народу стало уродливой нормой жизни. Люди власти оказываются не просто надменными, они отказывают всем, кроме самих себя, в способности решать, что хорошо, что плохо, и тем самым лишают народ возможности выбирать свою общую судьбу. Таким образом они, по сути, отказывают людям в разуме и разумности, что является хулой на Божье творение. Что это как не гордость и высокомерие, если ты с высоты своего якобы совершенного знания о том, как все должны жить, относишься к огромному числу самых разных людей в лучшем случае как к неразумным детям, а то и как некому собранию безгласных, бессловесных, то есть в сущности неполноценных существ.
Во-вторых, нельзя не видеть и того, что нынешнее общественное пространство замутнено ложью, которая к тому же силится, и небезуспешно, выдавать себя за правду. Декларируемое и реальное противоположны. Значит декларируемое — ложь. Утверждается, что источником власти в России является ее народ, но на деле он никак ни в повседневной жизни, ни в ситуациях, предусмотренных Конституцией и правом, повлиять на власть не может. Вот заявили бы о себе наши вожди, что они сменяющиеся цари или тираны, и мне нечего бы было сказать. А так есть, и я снова напоминаю: ложь является грехом, грех искажает жизнь. А если этот грех лжи и обмана проникает в систему власти, то искажается жизнь миллионов людей. Ибо если ты все понимаешь, но, тем не менее, самостоятельно или по принуждению молчаливо смотришь на распространение зла и не препятствуешь ему, ты сам к этому злу причастен. А если не понимаешь, то выходит, что ты в глупости пребываешь. А это тоже грех, как известно.
И последнее, впрочем, для меня это самое важное. Нынешняя власть искушает и развращает христиан, особенно юных и новоначальных. Дело в том, что наши руководители часто прилюдно крестятся, прикладываются к иконам, по-моему (видимо, даже причащаются), то есть публично заявляют о своей конфессиональной принадлежности. И какое же впечатление тут возникает? А такое, что оказывается можно кривить душой, обманывать, можно унижать людей, и это для христианина становится как бы приемлемым, допустимым, даже вполне обычным делом. Это не так. Христианская жизнь заключается не в посещении пасхальных служб, а в каждодневном труде покаяния, в осознании греха, в желании преодолеть его, в том самом стремлении от низкого в себе к высокому.
И путь этого стремления проходит через ту самую пустыню, через трудности и лишения и, в силу несовершенства самих идущих, не близким он может оказаться. Но, как известно, любая, даже самая длинная, дорога начинается с первого шага и, похоже, если человек хочет обрести себя, иной дороги у него нет. Другой вопрос, стоит ли довольствоваться только обретением себя?
Все сказанное не связано только с днем сегодняшним. Просто сегодня многое стало более заметно. Мы в который раз получаем возможность через переживание трудностей стать лучше, чище. Благодаря этому снова становятся видны утраченные было на время, но, тем не менее, вечные, универсальные смыслы. Один из которых звучит так: делай, что должно, и будь, что будет. Сейчас многими людьми и мной, в том числе, переживается эта прекрасная, несравненная ясность должного. Она, эта ясность и способность поступать согласно открытому в ней смыслу, то есть так, как должно, и есть высшее благо для человека. Признаки встречи с такой ясностью - это радость, простота и мир в душе. Дай нам Бог хранить это чувство как можно дольше, а, потеряв, всегда знать, как к нему вернуться и, самое главное, желать этого возвращения. Аминь.
священник Андрей Зуевский