Наверх

«Ассоциация предпринимателей текстильной и швейной промышленности Ивановской области» о вступлении России в ВТО и о создании Таможенного Союза

26.12.2011
Чтобы лучше понять смысл и возможные последствия создания Таможенного Союза (ТС) между Россией, Беларусью и Казахстаном, а также состоявшееся принятие России в члены Всемирной Торговой Организации (ВТО), уместно обратить внимание на аналогичные события, происходившие в Европейском Союзе (ЕС) при создании в нём единого таможенного пространства и ситуации сложившейся после снятия с 01 января 2005 года всех ограничений на перемещение текстильной продукции из Китая (по условиям вступления в ВТО объемы продукции из КНР первоначально квотировались). После создания в ЕС единого таможенного пространства значительно упростились процедуры, связанные с перемещением и оформлением товаров в пределах стран – участниц. Были ликвидированы множество таможенных постов и таможен, в которых не стало более нужды; и основной упор был сделан на таможенный контроль за внешними границами единого таможенного пространства. Следует также учитывать и тот факт, что в России, Беларуси и Казахстане структура и развитие экономики находятся на абсолютно разных уровнях. В определённых отраслях промышленности существуют значительные перекосы в развитии, кроме того, в Беларуси наблюдаются попытки вести ценообразование на принципах политической целесообразности. В странах ТС действует и разная система налогообложения, например, текущие стандартные ставки НДС составляют:- в России – 18%, в Беларуси – 20% и в Казахстане – 12%. Более низкие ставки НДС способствуют оживлению экономики и выводят её на более конкурентоспособный уровень. В настоящее время рассматриваются варианты вступления в ТС Кыргызстана (стандартная ставка НДС 12%) и вслед за ним, после создания единой границы с ТС, Таджикистана (стандартная ставка НДС 18%). Их вступление в ТС позволит получить Российским текстильщикам определённые преимущества по приобретению сырья (в частности – хлопкового волокна) из этих стран.
Что же касается ВТО, то в России у текстильщиков нет единого мнения по этому поводу. Все озабочены тем, к каким последствиям это приведёт. Например, в Евросоюзе отмена всех ограничений с 01 января 2005 года на перемещение текстильной продукции между странами – участницами ВТО привела к тому, что рынки практически всех стран были завалены текстильной продукцией из Китая, также являющегося участником ВТО с 2002 года. Текстильная индустрия ЕС готовилась к этому пять лет: закрывали и/или переносили в ЮВА промышленные предприятия, реструктуризировали долги в банках – в общем цивилизованно готовились. В итоге после отмены квот на продукцию из КНР в этих странах снизились цены, выросли объемы продаж и прибыли национальных компаний. Аналогичные процессы пусть и более болезненно идут в России с начала 90-х годов. В тот момент потребление хлопкового волокна, к примеру, упало с 1 296 000 тонн (в сезон 1986/87) сначала до 1 140 000 тонн (в сезон 1991/92), затем до 550 000 (в сезон 1992/93), затем до 345 000 тонн (в сезон 2001/02) и по-прежнему продолжает падать. Так, в сезон 2010/11 потребление хлопкового волокна составило 127 000 тонн, а в текущем 2011/12 сезоне по мнению многих торговцев хлопком не превысит и 80 000 тонн. И в большей мере такое развитие событий связано именно с серым и чёрным потоками импорта текстильной продукции в нашу страну, хотя имеются и иные факторы (например, рост тарифов на электроэнергию и газ). Вступление России в ВТО несомненно приведёт к упрощению ввоза текстильной продукции из-за рубежа и снижение в течение последующих семи лет ставок импортных пошлин на текстильную продукцию до уровня общепринятых в странах – участницах ВТО. На наш взгляд это вынудит серых импортёров легализовать ввоз текстильной продукции в Россию. Тенденция уменьшения потребления в России хлопкового волокна будет продолжаться независимо от вступления нашей страны в состав ВТО до той поры, пока не достигнет критического предела, затрагивающего интересы обороноспособности России. Хлопкового волокна в Россию будет завозиться лишь такое количество, которое будет необходимо для производства из него продукции для государственных нужд. Страхи некоторых людей в России о том, что в нашу страну хлынет поток некачественной продукции в связи со вступлением в ВТО, на наш взгляд являются необоснованными. В целом же вступление России в ВТО повысит привлекательность нашей страны среди крупных инвесторов, производителей различной продукции и известных во всём мире торговых марок. С появлением легальной высококачественной продукции по разумным ценам в России появится здоровая конкуренция, которая вынудит различные отечественные производства заняться модернизацией, а это появление новых рабочих мест и развитие экономики в целом.

Дмитрий Чумаков , исполнительный директор некоммерческого партнерства «Ассоциация предпринимателей текстильной и швейной промышленности Ивановской области»
Источник: НП «Ассоциация предпринимателей текстильной и швейной промышленности Ивановской области»

Вернуться к списку новостей